На начало сайта

Центральная путевая заметка                                                                

*

      Желание назвать эту заметку центральной следует объяснить. Северная и южная заметки отвечают своему предназначению отразить географию Топкинского района. К ней, к географии, добавляется желание посмотреть периферию, сознательно исключив из внимания местность, тяготеющую к райцентру. Но «тяготение» - термин обманчивый. В каком смысле тяготеющая местность? Первый признак тяготения – близость – ничего не даёт для понимания интереса к ней. Совершенно очевидно, что близость к административному центру, в данном случае, никак не способствует процветанию сельского поселения. Процветание зависит от транспортной доступности, экономических связей и политической воли. В этом смысле, на мой субъективный взгляд, не все тяготеющие к Топкам поселения могут похвастаться доступностью, связями и волей. Они разные и это, повторюсь, очевидно. Заниматься специально такими деталями не совсем резон. Другое дело, если под центральностью понимать процессы.

     Главной идеей сайта является нереальная, трагическая в России и российской науке мысль о том, как разрушить, сломать вертикальную эволюцию и направить её горизонтально. Чтобы народ деревенский не стремился в столицы, а большей частью годился там, где родился… Чтобы видел свой экономический интерес на родине… Идея нереальна прежде всего тем, что вертикальная эволюция сильна своей естественностью, которую ничем не перешибёшь. Эта эволюция была, есть и будет до тех пор, пока существует человечество. Другое дело, что наряду с вертикальной эволюцией в цивилизованном мире существует горизонтальная. Качественные характеристики этих процессов ждут своего рассмотрения, а пока мы можем только констатировать сокращение их, в чём собственно и состоит трагизм положения.

    Любой процесс имеет начало, отправную точку. Эволюция тоже имеет отправную точку. В узком смысле под эволюцией подразумевается миграция населения из деревни в город. Тогда такая эволюция называется вертикальной. Если же люди остаются в селе (родном или соседнем), то это горизонтальная эволюция. В широком смысле, наверное, под эволюцией надо понимать не только миграцию населения, но ещё что-то.

    Город Топки, например, является отправной точкой только для вертикальной эволюции. Потому что нереально надеяться на участие городского люмпена в горизонтальной эволюции деревни. Горизонтальная эволюция возможна (пока гипотетически) только в достаточно мощных, социально развитых сельских поселениях. Таких поселений в Топкинском районе не много. Это Шишино, в котором по последней переписи проживает 1410 человек. Это Зарубино – 1414 человек. Это село Топки – 1272 человека. Впрочем, горизонтальная эволюция возможна и есть наверняка в других поселениях.  Отличие в нюансах, без которых не обойтись  Например, на сегодня мы имеем исторические эволюционные центры Шишино, Зарубино, Топки, Кемерово, в которых налицо центростремительные процессы. В большинстве остальных населённых пунктах района наблюдается исторически сложившийся упадок – результат действия центробежных процессов. 

    Нельзя игнорировать тот факт, что некоторые перечисленные поселения имели в прошлом большую численность населения. На данный момент она уменьшилась (Шишино, например, имело в 1968 году больше - 1799 человек, а Зарубино наоборот, имело в 1968 году меньше – 1129 жителей) но не настолько катастрофически, чтобы делать далеко идущие выводы. Для зарубинцев всеобщая депрессия на пользу пошла. Хотелось бы на месте посмотреть отличия центростремительности от центробежности. Потому заметка названа  центральной.

   Свободой выбора топкинские крестьяне никогда не обладали. Даже тогда, когда в 1868 году в Усть-Сосново была создана школа-ферма (практически против воли крестьян), они не поняли той выгоды, которую сулило им просвещение и образование. Хотя, в общем-то, ферма создавалась не для того. И не для того Советская власть озаботилась всеобщей грамотностью. Нужна была производительность труда, стимулируемая политическим энтузиазмом. А где политика, там пропаганда. Где пропаганда, там грамотное население.

    Однако люди встретили всеобщую грамотность на ура не для того, чтобы гнуть спину в поте лица! Грамотность указывала их детям путь к образованию, а через неё давала свободу выбора. Но выбор, как правило, заканчивался вертикальной эволюцией. Назад мало кто возвращался.  Можно сказать, что существование топкинских крестьян безальтернативно. Здесь нельзя сменить место работы без смены места жительства. Однако шанс был, и он осуществился в виде централизации указанных деревень. Укрупнение их принесло, можно сказать, побочную пользу  в разнообразии профессий.  

    Вот таблица, которая быть может нам поможет:

 

                      Годы

Село

1859

1911

1968

2000

Усть-Сосново

(численность/количество хозяйств) + социально-

экономический состав

337/56

573/111

Сельское училище,

лечебница, церковь.

689/186

Средняя школа, клуб,

библиотека, больница,

поликлиника, почта,

сельсовет, д/ясли

638/239

 

Шишино

(численность/количество хозяйств) + социально-

экономический состав

Не существовало

Не существовало

1799/570

Средняя школа, клуб, интернат, библиотека, д/сад и ясли, почта, сельсовет, маслозавод, железная дорога

1410/522

 

Зарубино

(численность/количество хозяйств) + социально-

экономический состав

70/11

504/88

2 мельницы, церковно-приходская школа, церковь

1129/359

Средняя школа, клуб, медпункт, почта, сельсовет

1414/456

 

 

   12.06.09-го, в День России, съездил в Зарубино к Анатолию Петровичу Петренко. Сходили в музей, посмотрели экспозиции. Меня поразило обилие фотографий, которые я где-то видел… Точно! Все (или многие) фотографии в книгах об Усть-Соснове и Топках - фотографии отсюда. По другому и не могло быть потому, что в этих книгах Петренко выступает в качестве соавтора.

   Село Зарубино было основано Зарубиным Фёдором Васильевичем в 1784 году, вероятно по собственной инициативе. Большинство, если не все населённые пункты Топкинского Края были основаны частным образом, но с благословления церкви и государства. В этом был личный экономический интерес граждан.  В чистом виде горизонтальная эволюция! Другого случая, по всей видимости, в истории этого Края не представится…

   Я видел в музее стенд с фамилиями руководящих работников совхоза «Зарубинский» с 1962 года (предтеча СХПК «Элита») - вереница длиной в 15 человек. Почему за 50 лет сменилось столько директоров? Ведь если попался толковый специалист, так пусть он и «долбит» это дело до конца… Существовала, мы знаем, политика партии, направленная, по сути дела, на обустройство и укрепление конструкции вертикальной эволюции. Директоры тоже участвовали в ней. Люди жили и работали по приказу, а не за свой интерес! Москва и областной центр высасывали весь промышленный (от слова промысел) интеллект из этой земли, ничего не оставляя взамен… С тех пор мало что изменилось. И сейчас всё зависит от политической воли. Но если край хиреет от года в год, то почему бы не назвать такую политику антинародной? Если народ всей страны разделён на две неравные части – городское и сельское население, то политика правительства не должна быть в угоду одной из них. Политика должна удовлетворять нужды и чаяния всех заинтересованных сторон, обычно так говорят МИДе. Здесь ситуация как в заводской столовой, кормящей весь завод: столовские работники получают зарплату от прибыли завода или на полном хозрасчёте. В последнем случае столовая устанавливает такие цены на свою продукцию, какие считает нужными для безбедного существования. Таким же образом и сельское хозяйство, которое кормит страну, должно существовать, устанавливая такие цены, какие считает нужными для безбедного существования.  Либо быть на полной дотации у государства при условии безбедного, опять же, существования…

   Но что значит безбедное существование? Не освобождает ли это условие от необходимости добывать хлеб насущный? Давайте разберёмся.

   Любознательному читателю предлагаю ссылку на доклад министерства сельского хозяйства России, в котором, как мне кажется, делается попытка найти причину нынешнему плачевному положению российской деревни и соорудить некий грозоотвод, найдя крайнего во всех бедах… Поэтому предлагаю понимать безбедность существования как существование без бед, то есть безопасное существование. Я плохо читал этот доклад, но рискну предположить, что в нём нет ни слова о безопасном житие крестьян. Предлагаю читателю проверить. Там, как мне кажется, только констатация о том, что молодёжь стала наименее защищённой. Развития этой мысли в тексте доклада нет. Так защитите людей от всякого произвола, и делу конец!

   Ну, а пока читатель проверяет, продолжу путевую заметку. Я был повторно у Анатолия Петровича, привёз две книги о Ширяеве для музея, а он любезно предоставил мне свои записи по истории села Зарубино. Для меня эти записи - бездна информации, кладезь мыслей, пантеон сельских жителей… Особо отмечу вопросительные знаки в записях Петренко, которые опираются на архивные данные. Председатель какого-то исполнительного комитета районного значения значится в архиве только по фамилии. Нет ни имени, ни отчества! Каким образом человек власти по сути дела пропал без вести? О простых жителях я вообще молчу, о них при царях существовали записи в церковных книгах, а при советской власти в органах регистрации. Зарегистрировался – ты человек, нет записи – кто ты? Звать тебя Никто и фамилия твоя Ниоткудов

   Поэтому вспомнилась мне остров - страна Исландия, в которой жителей всего-то около 300 тысяч. Но каждый умерший дворник на этом острове поминается всей страной! И публикуется его полная биография в официальной прессе. Представьте себя умершим дворником (да хоть замглавпомом губернатора) – и кому вы будете нужны, чтоб о вас вспоминали в день ваших похорон на вашей малой родине в России …

   Учёные мужи последних десятилетий достигли немалых результатов в изучении аттракторов – притягивающих множеств, которыми свойствами, на мой взгляд, обладают все существующие системы. Любознательный читатель может заглянуть на мою страничку этого сайта, где под видом книги с названием «Воронка» помещены размышления на эту тему. Суть здесь вот в чём: система может развиваться, то есть существовать в среде, если в ней самой существуют элементы памяти (тоже системы). Чем больше элементов памяти мы создадим, тем более притягивающим будет наше множество. Под множеством подразумевается хоть что, хоть молекула ДНК, состоящая из множества атомов, хоть исчезнувшая вовсе Колотовка или стоящая возле края деревня Какуй, состоящая из малого числа жителей. Для наглядного примера приведу слова Анатолия Петровича из его статьи в газете «Провинция», где он пишет, что основным условием при выборе места для поселения было «чтоб пашня урожайна, чтоб речка рыбна, чтоб мельницу можно поставить». Пашня в этом примере является носителем информации об урожае, а речка – носителем информации о рыбе в ней. А носитель информации есть тот самый элемент памяти, который превращает множество элементов (в данном случае людей) в систему, втягивает их как в воронку. Весь окружающий нас мир (и мы в нём) представляет собой множество вложенный друг в друга систем-воронок, имеющих между собой последовательную связь. Забвение означает разрыв связи, разрушение окружающего мира. В этом смысле преступно надеяться на органы регистрации, надо самим вести летопись родного края, где бы каждый житель имел своё начало в этой жизни, свой путь и добрые слова поминания. А каждый молодой человек будет знать, что его жизненный путь отслеживается и от него самого зависит, что будет написано в летописи – добрые слова или краткая запись: «Осуждён по статье, умер в заключении».

   В связи с этим  сам собой возник вопрос о местных летописцах. Их труд – вид повествовательной литературы. Что часто путается с хронологией. Для примера: исторические очерки М.А. Перминой (Топки) и И.Ю. Ускова (Кемерово) об Усть-Соснове с полным основанием можно назвать летописью родного края.  А вот «Летопись о городе Топки и Топкинском районе», в которой приняли участие те же авторы – хронология в чистом виде. Обе эти книги есть на сайте в историческом разделе. Кроме Перминой и Ускова к районным летописцам можно отнести и А.П. Петренко (Зарубино). А региональных, кузбасских, летописцев всего два – И.А. Балибалов и И.С. Конюхов, не считая условных летописцев – фотографов П.Ф. Мельникова и П.П. Костюкова, и художника Василия Кравчука. Ещё есть такое понятие как семейная летопись. Не знаю, что больше подходит к той проблематике, которую я пытаюсь осмыслить: районная летопись, семейная или ещё какая… Потом посмотрим.  Кстати, общепризнанный в летописном деле мастер М.А. Пермина является на данный момент безработной. Не востребована она ни областными властями, ни районными. Не нужна, то есть, нам наша история! Разрушение продолжается… или это сознательное уничтожение нас?

   Вернёмся к нашим деревням. В таблице нет современного положения их. Чтобы понять преимущества одной из них, надо иметь максимально полную информацию. Пока мы можем констатировать, что станция Шишино возникла из ничего, и появилось ниоткуда благодаря железной дороге. А название приобрела от близлежащей деревни. Надо будет съездить в Усть-Сосново и Шишино и собрать информацию о современном их положении. Пока же запишем социально-экономический состав села Зарубино. Кстати, село от деревни ничем не должно отличаться, кроме своего размера. Это по определению. Поэтому читатель может сам вообразить, сколько возможностей имеет каждая деревня, чтобы, оставаясь по названию деревней, иметь такую же экономическую структуру как Зарубино. Человеческая цивилизация должна быть во всяких поселениях одинаковой! В странах проклятого капитализма это достигнуто, а в России до этого как до Луны…

   Вот что мы имеем в Зарубино независимо от форм собственности:

  1. Администрация Зарубинской сельской территории (в составе: село Зарубино, посёлок Октябрьский, деревня Сосновка).
  2. Средняя общеобразовательная школа.
  3. Основная районная коррекционная школа-интернат.
  4. Участковая больница.
  5. МУП «Многоотраслевое ЖКХ».
  6. Отделение связи.
  7. АТС.
  8. Участок Топкинских электрических сетей (РЭС).
  9. СХПК «Элита».
  10. Столярная мастерская.
  11. Культурно-досуговый центр.
  12. Школа искусств.
  13. Библиотека.
  14. Детский сад.
  15. Стадион (организация или сооружение?).
  16. Магазины разного профиля – 10 шт.
  17. Столовая – 2 шт.
  18. Участковый милиционер.
  19. Лесничий.

   Интересно, будет ли в Шишино столько пунктов? Пока мы туда соберёмся, много ещё дождей прольётся. Что-то в этом году погода не радует. Пусть это будет не настоящая экспедиция, но всё же «экспедиция», куда люди не калачом заманиваются, а хозяйственной необходимостью. Надо собрать предварительную информацию, созвониться с заинтересованными лицами, определить и объяснить людям цели и задачи.

   20.02.10-го дата условная. Так и не добравшись до Шишино, пришлось мне собирать информацию случайным образом, от земляков. Теперь могу представить социально-экономическую таблицу.

   Вот что мы имеем в Шишино, независимо от форм собственности:

1. Администрация Шишинской сельской территории (в составе: р-зды 64 и 79 км, посёлок  Шишино, посёлок Комсомольский, посёлок Листвянка).

2. Средняя общеобразовательная школа.

3. Амбулаторный пункт.

4. МУП «Многоотраслевое ЖКХ».

5. Отделение связи.

6. АТС.

7. Участок Топкинских электрических сетей (РЭС).

8. КХ Хонина Виктора Владимировича + ещё небольшие хозяйства.

9. Культурно-досуговый центр (клуб).

10. Школа искусств.

11. Библиотека.

12. Детский сад.

13. Магазины разного профиля – 7 шт.

14. Участковый милиционер.

15. Лесничий.

16. «Заготзерно»?

17. Станция железнодорожная.

18. Пекарня.

19. ДУ №2 (филиал  топкинского ДРСУ).

20. Торговый Угольный склад.

    Радует, что пекарня до сих пор существует. Я помню хрущёвскую норму выдачи хлеба…  

(продолжение следует)

Ó Валковал.

2010г

Сайт создан в системе uCoz