МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

официальный интернет-портал                                                                                                                                

 

Доклад "Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села"

Стратегия реформирования российского общества, реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье» отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.

Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.

Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.

Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась «волна» молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села? Почему в новых экономических условиях молодежь не сумела активно включиться в реформирование общества? Не смогла изменить ситуацию на селе? Более того – стала наименее защищенной и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей? Да потому, что мало кто заботится о том, чтобы подростки были заинтересованы остаться в родной деревне, а не уехать в город после окончания школы, зачастую с полного согласия родителей.

Никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.

Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.

А пока субъектная позиция молодежи в преобразующей деятельности на селе во многом определяется объективными факторами развития конкретного поселения, реальными условиями, в которых ей предстоит жить и работать. Отсюда – поведение молодежи: активное или пассивное, конструктивное или деструктивное.

Очевиден взаимозависимый и взаимообусловленный характер развития производственной и социальной сфер села. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни, при которых молодежь будет оставаться на селе. В то же время очевидно и другое: только развитие сельскохозяйственного производства может в ближайшем будущем обеспечить развитие социальной сферы села.

Сельская школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана так обучать и воспитывать детей, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.

Российская сельская школа была и останется тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социально-экономических условиях возложена миссия подготовки новых поколений аграриев – как специалистов разного уровня, так и крестьян – владельцев и пользователей земли. Сейчас эта проблема становится, без преувеличения, и проблемой национальной безопасности.

Вместе с тем современная сельская школа функционирует, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ сельской школе формируется не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ заинтересованы в таком воспитании личности, которое ориентировало бы ее на созидательную, преобразующую деятельность в социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило знаниями, необходимыми для жизни в агросоциуме.

Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.

Сельская школа – составная часть сельского социума. И она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.

2. В образовательном пространстве России 68,9 % школ – сельские, их доля в региональных системах образования гораздо выше, чем городских. К примеру, в Курганской области они составляют – 82 %, в Амурской – 87,7%, в Якутии – 72,6 %.

Сельская школа – самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе.

Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные и расположенные в отдаленных населенных пунктах, малочисленные и не уступающие по численности крупным городским школам, расположенные в поселках городского типа и в маленьких деревнях, национальные и многонациональные, начальные, основные, средние; школы-комплексы и агрошколы, учебно-воспитательные комплексы и школы с группами продленного дня по месту жительства, школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы полного дня, функционирующие в неповторимом социокультурном и производственном окружении, в различных региональных условиях. Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, – их месторасположение (сельская местность).

В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации, укрупнения. Вместе с тем форсирование процесса закрытия малочисленных школ губительно для сельского образования, ибо в большинстве регионов страны большая часть школ, расположенных на селе, становятся малочисленными. К примеру, в Костромской области из 387 сельских школ 325 – малочисленные. В Калужской области из 338 таких сельских школ – 250. В Тамбовской области 68,5% сельских от общего их числа – малочисленные.

Сегодня надо признать: малочисленность сельской школы составляет специфическую особенность российского образования. В данной связи акцент надо делать на обеспечение эффективности работы малочисленных школ, ибо наличие школы в сельском поселении как таковой влияет на стабилизацию социокультурной ситуации на селе, развитие АПК, сохранение жизнеспособности сельских территорий.

Осуществляя свою образовательную деятельность в условиях модернизации российского образования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных на селе, профилизации старшей школы, реформирования агропромышленного комплекса и социальной сферы села, сельская школа нуждается в стратегии ее развития как фактора влияния на социальные процессы на селе.

3. Следствием социально-экономических преобразований в России конца XX века стало разрушение системы подготовки школьников к сельскохозяйственному труду, которая, несмотря на многочисленные недостатки, обеспечивала получение всеми учащимися определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений. Большинство школ, пользуясь свободой, предоставленной им Законом «Об образовании», полностью исключили из учебных планов подготовку по сельскохозяйственному профилю. В результате, как показало выборочное обследование, более половины старшеклассников сельских школ не владеют даже теми минимальными знаниями по сельскому хозяйству, которые должны быть им известны из личного опыта и школьного курса биологии. А между тем, во всем мире сельскохозяйственная грамотность считается неотъемлемым элементом общей культуры человека и обязательным компонентом школьного образования, о чем убедительно свидетельствуют реализуемые в различных странах образовательные программы (например, национальная программа США «Будущие фермеры Америки»).

В результате широкомасштабного социально-педагогического исследования, проведенного Институтом социально-педагогических проблем сельской школы РАО в 2005 г. и охватившего опросом 598 директоров сельских школ из 24 сельских районов, сделан общий вывод: современная сельская школа, в большинстве своем не имеющая минимально необходимой материально-технической базы для организации допрофессиональной подготовки школьников к сельскохозяйственному труду, стала утрачивать традиционно сильные позиции в области трудовой подготовки школьников. Подобная ситуация ведет к снижению социальной эффективности образования сельских школьников, к социальной незащищенности выпускников сельской школы, к развитию миграционных настроений среди сельской молодежи.

Исследование показало: многим педагогическим коллективам сельских школ удалось тем не менее сохранить проверенные временем формы трудовой подготовки школьников, привлечения их к производительному труду – в половине сельских школ действуют ученические производственные бригады, в каждой третьей – экологические объединения, в 17% – производственные звенья, в 16% – школьные лесничества. В числе позитивных перемен – рост, хотя и незначительный, числа школ, где преподаются профилированные курсы биологии и химии. Данный факт означает, что сельская школа начинает реагировать на введение профильного обучения.

Однако по сравнению с 1999 г. в 2005 г. в два раза возросло число сельских школ, в которых трудовая подготовка по сельскохозяйственному профилю вообще не проводится. Наблюдается значительное сокращение числа школ, где преподается предмет «Сельскохозяйственный труд» в 5–7 классах. В два раза сократилось число сельских школ, где преподаются спецкурсы по сельскохозяйственному профилю и где организована профессиональная подготовка с выдачей документа по специальностям.

Сокращается количество часов, выделяемых на изучение предмета «Технология». В 2004 г. на уроки технологии в VIII классе оставлен всего один час и ни одного часа в IX–XI классах всех профилей, кроме индустриально-технологического.

Немногие сельские школы имеют современные, хорошо оборудованные мастерские. Устойчивый характер приобретает тенденция, согласно которой в расписании X и XI классов вместо уроков труда стоят занятия по информационным технологиям. В ряде школ в IX классах часы, отведенные на технологию, заменяются предпрофильной подготовкой. Ручной труд фактически вытесняется из школьной программы, его полностью заменяет работа с компьютерами. А вместе с тем урок труда в общеобразовательной школе – единственный предмет, где школьники на практике учатся применять знания, полученные на уроках физики, химии, географии, геометрии. Социальная значимость школьных уроков труда состоит в подготовке учащихся к семейной жизни, в частности, в научении мальчиков и девочек жизненно важным для семейной жизни бытовым навыкам.

Предмет «Технология», однако, изучают школьники в большинстве ведущих стран мира – Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швеции. Он входит в структуру пяти обязательных занятий для учеников всех возрастов.

В то же время в целом исследование показало, что основания для оптимизма и надежды на стабилизацию ситуации в АПК все-таки есть. Каждый четвертый (!) учащийся сельской школы заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве. Еще 14% учащихся желают получить сельскохозяйственные профессии. 11,3% учащихся хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Тем не менее в настоящее время только от 10 % до 30 % выпускников сельских школ остаются на селе, что не обеспечивает стабильного развития сельских территорий, успешного решения демографической проблемы, воспроизводства кадров в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере села.

Остро стоит проблема закрепления выпускников сельскохозяйственных вузов на работе в сельхозпредприятиях. К примеру, сегодня только 20 % выпускников ведущего сельскохозяйственного вуза страны МСХА имени К.А. Тимирязева – едут на работу по специальности на село; 60 % выпускников этого вуза – городские жители. Вряд ли они поедут работать в село. Получается, что государство, финансируя бюджетные места, не получает должных социальных эффектов от инвестиций в высшее профессиональное аграрное образование.

Следует заметить, что отсутствие у сельской молодежи первоначального капитала и необходимых знаний служит основной причиной слабой включенности молодых жителей села в предпринимательскую деятельность.

4. С точки зрения стратегии развития отечественного сельского хозяйства и сельского образования сегодня очевидно: в механизме реализации национальных проектов западает стержневое звено. Это звено – сельская школа, точнее, ориентация ее деятельности на подготовку учащихся к жизни и труду на селе. Ни в одном из действующих сегодня государственных документов по модернизации образования перед сельской школой не ставится задача по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду, ее допрофессиональной и профессиональной подготовке. А это значит, что предпринимаемые сегодня гигантские усилия государства по инвестированию в АПК и образование не создадут реальных предпосылок для выхода агросферы и социальной сферы села из кризиса и для устойчивого развития сельских территорий. Ибо ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты.

Исторически достоверно: российская сельская школа пережила различные подходы правительства к содержанию сельского образования. В конце XIX века правительство пыталось подменить общеобразовательную подготовку в сельской школе сельскохозяйственным образованием, против чего резко выступали Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и другие прогрессивные педагоги того времени. В годы советской власти, благодаря государственной образовательной политике партии и правительства, многим сельским школам удалось достичь разумного баланса общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, хотя не удалось избежать и перегибов. В подавляющем большинстве сегодняшних сельских школ преобладает только общеобразовательная подготовка учащихся.

Совершенно очевидно, что трудовая деятельность сельских школьников является базовой основой для их дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду на селе. Потенциально только выпускники сельских школ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Подготовку молодежи к труду, особенно к сельскохозяйственному, надо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российского села.

Надо признать: многие регионы разработали и реализуют свою стратегию кадровой политики АПК. В Красноярском крае действует краевая целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004–2008 годы». В Волгоградской области принята целевая программа трудовой подготовки школьников «Учебное поле», которая инициировала создание и развитие учебно-опытных хозяйств на пахотных землях, закрепленных за сельскими образовательными учреждениями. В Пензенской области действует программа «Лидер в социальной и предпринимательской деятельности», ориентирующая школы на подготовку учащихся к трудовой деятельности.

В Ставропольском крае, Оренбургской, Владимирской, Волгоградской, Белгородской, Курганской, Тульской областях, Башкортостане и ряде других регионов страны власти возрождают деятельность ученических производственных бригад, трудовых объединений школьников. Во многих территориях накоплен опыт успешно функционирующих агрошкол (Белгородская, Ярославская области, Республика Якутия и др.), фермерских хозяйств при школе (Владимирская область), подсобных хозяйств при школе (Республика Башкортостан, Чувашская Республика и др.).

В ряде сельских школ, где имеются соответствующие условия, сохранена профессиональная подготовка учащихся по различным профессиям, востребованным на селе. В большинстве регионов восстанавливается работа сельских учащихся на пришкольных учебно-опытных участках.

Все больше сторонников в среде директоров сельских школ находит идея создания сельхозпроизводства на базе школы. Во главе инициативного процесса остаются агрошколы, школы – крестьянские хозяйства, агролицеи, действующие во многих регионах страны.

Значительный вклад в поддержку идеи «возвращения труда в школу» вносит Международный конкурс продуктивных школ им. А.С. Макаренко, инициированный журналом «Народное образование».

В современных условиях, когда сельскохозяйственные профессии стали не престижны в нашем обществе, в контексте реформирования АПК особенно актуально введение профильного обучения. Одна из тенденций развития современной сельской школы начала XXI века – интеграция общеобразовательной и профильной подготовки учащихся. От его правильной постановки такой подготовки зависит не только успешная социализация выпускников сельской школы, но и обеспечение кадрами социальной и производственной сферы села.

Вместе с тем профильное обучение сегодня в большей степени замкнуто на образовании. В основе его организации должен лежать баланс интересов личности и общества. Иными словами, профильная подготовка должна быть ориентирована на потребности личности и потребности муниципальных образований, региона в кадрах.

Сегодняшние сельские школьники – потенциальные абитуриенты сельскохозяйственных вузов, агрошкол, сельскохозяйственных ПУ. Они – будущее профессиональное сообщество специалистов – аграриев, сельской интеллигенции, трудовых резервов села.

Совершенно очевидно, что успешная реализация профильного обучения в сельской школе предполагает выстраивание правильных отношений между бизнес-сообществом, государственными секторами экономики и системой общего и профессионального образования. Эту задачу сельской школе своими силами не решить. Нужны волевые усилия представителей исполнительной и законодательной власти, чтобы обеспечить участие различных отраслей социально-экономического комплекса страны в профильном обучении учащихся. Участие в виде инвестиций, социального заказа на специалистов, на требования к их подготовке.

В Курганской области, наиболее продвинутом регионе в области профильного обучения учащихся, в результате мониторинга по изучению хода опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения сельских школьников, проведенного в 2006/2007 учебном году, установлено, что охват предпрофильной подготовкой учащихся основных и средних школ области составил 87,2 %; профильным обучением – 57,2 %. Доля сельских школьников, вовлеченных в допрофессиональную и профессиональную подготовку, увеличилась до 55,3 % и эта подготовка осуществляется по таким профессиям: тракторист-машинист, автоводитель, швея, оператор ЭВМ, автослесарь, электротехник, хозяйка усадьбы, парикмахер, повар, продавец, секретарь-референт, бухгалтер малого бизнеса, менеджер и др. В области идет процесс развития учебно-производственных комплексов для подготовки кадров рабочих профессий для села. Если в 2005 г. в области функционировало 2 таких комплекса, то в 2007 г. – уже 10.

5. Какие концептуальные идеи могут быть положены в основу развития сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села? Выделим главные:

1. Сельское образование имеет свою специфику, суть которой заключается в подготовке учащихся к жизни и труду на селе.

2. Сельская школа рассматривается как базовое звено подготовки землепользователей нового поколения, как духовно-нравственный, социокультурный центр сельской жизни.

3. Сельская школа является важным компонентом системы непрерывного сельскохозяйственного образования.

4. Модернизацию содержания школьного образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села.

5. Сельскохозяйственное образование (пусть в минимальном объеме) является неотъемлемой частью общего среднего образования на селе.

6. Разноуровневая подготовка школьников к сельскохозяйственному труду рассматривается как принцип вариативного образования на селе.

7. Равноценность предметно-профильной и профессионально-профильной подготовки сельских школьников составляет особенность профильного обучения на селе.

8. Развитие на базе школы сельхозпроизводства, социокультурной, образовательной, досуговой деятельности рассматриваются как перспективные направления повышения влияния школы на жизнь сельских сообществ.

Подчеркнем: если сельская школа получит государственный заказ и государственную помощь в осуществлении трудовой, допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки школьников, у сельских учащихся останется такое же право выбора жизненного и профессионального пути и такая же свобода в принятии решений, как и у городских школьников.

6. Особая роль школы в социально-экономическом и социально-культурном развитии села очевидна и обусловлена экономическими, педагогическими, культурными, социальными и ментальными причинами.

Реальной силой социального развития современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные. Подготовить такие кадры – одна из задач сельской школы. Чтобы школа могла выполнить эту задачу, образование, наряду с сельскохозяйственным производством, должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального развития села. Укрепив образовательное звено, можно превратить его в фактор социально-психологического, воспитательного воздействия на людей, что будет способствовать коллективному инициативному началу преобразований.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В условиях свертывания социокультурной сферы села происходит трансформация школы из его образовательного центра в социокультурный центр, углубляется тенденция к расширению социально-педагогических функций школы.

Социально-педагогическая практика сельских школ доказала, что можно обеспечить доступность социальных услуг населению, развитие профессий несельскохозяйственной занятости, таких как социальный педагог, социальный работник, педагог дополнительного образования, радиожурналист, мастер по ремонту одежды, парикмахер, диск-жокей, культорганизатор и др. Если, по примеру Курганской области, школам, получившим статус социокультурного центра, будут выделены дополнительные инвестиции, то реализация этой идеи может приобрести массовый характер.

В процессе социального реформирования села, включающего в качестве важнейшей составляющей которого совершенствование системы профилактической медицины и укрепление здоровья сельского населения, именно через школу может пройти и линия сопряжения усилий социальных институтов села в формировании здорового образа жизни жителей сельской глубинки.

Через среднюю общеобразовательную школу можно решать также задачи организации досуга молодежи и взрослых, развивать социальные инициативы граждан, включать население в решение социальных проблем села.

Общеобразовательное учреждение, оснащенное компьютерной техникой, имеющее выход в Интернет, может стать базой создания информационно-развивающей среды в сельском социуме. Это направление его деятельности следует рассматривать также как важнейшую составляющую социального развития села.

Школа, имеющая в своем составе инициативных учителей, может из общеобразовательного звена превратиться в центр непрерывного образования сельского населения. Достижение этой цели требует продуманной работы по интеграции различных видов образования: от дошкольного до высшего и дополнительного (на основе дистанционного образования и курсов образования для взрослых) на базе общеобразовательной школы. Эта задача актуальна не только для школы, но и для сельского сообщества, выступая в качестве важного фактора его развития и модернизации системы образования на селе.

В контексте социально-культурного развития села школа может выполнить и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Сельская школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего.

7. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Сельская школа превращается в одну из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, тогда, когда в содержании ее деятельности приоритетными становятся:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся; допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.

Решить столь сложные задачи школа может при условии интенсификации связи и с производственными, и социокультурными объектами социума.

В организации деятельности современной сельской школы приоритетными становятся:

– развитие многообразных форм совместной деятельности школы и семьи, школы с сельхозпредприятиями разных форм собственности, клубными учреждениями сельского сообщества;

– создание на базе школы (в зависимости от ее возможностей) различных центров – социокультурного, производственно-трудового, дополнительного образования детей и взрослых, социально-педагогического и др.;

– взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования детей, учреждениями культуры, физкультуры и спорта.

8. Как показывает практика, сегодня результаты деятельности сельской школы необходимо рассматривать с позиции педагогических и социальных критериев. Например, к числу социальных критериев школьного образования на селе отнесем: уровень востребованных в современных условиях сельскохозяйственных знаний, умений и навыков; ценностные ориентации молодых людей, в основе которых – уважение к земле, труду, старшему поколению, семье, семейным традициям, роду, малой родине; получение выпускниками профессий для последующего трудоустройства на селе; выбор учащимися профессий, необходимых селу; выбор выпускниками школ учреждений профессионального образования сельскохозяйственной и другой направленности; умение и стремление организовать личное подсобное хозяйство на основе новых агротехнологий; готовность молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью на селе; выбор села как места жительства.

9. Фундаментальные исследования по разработке проблемы влияния образования на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие села предполагают:

– разработку стратегии и механизмов удовлетворения базовых образовательных потребностей детей и взрослых, проживающих на селе, воспитания сельской молодежи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду, обеспечения образовательной поддержки инновационных процессов в многоукладной экономике села;

– обоснование стратегии и механизмов обновления содержания школьного, дополнительного, профессионального образования с учетом специфических условий функционирования образовательных учреждений села и комплекса решаемых ими задач;

– обоснование стратегии и механизмов подготовки трудовых ресурсов для агропромышленного комплекса и социальной сферы села в системе общего, дополнительного и профессионального образования;

– обоснование стратегии и механизмов консолидированной деятельности социальных институтов села, профессиональных сообществ по развитию малого и среднего предпринимательства, физкультуры и спорта, инфраструктуры современного досуга, укреплению сельской семьи, здоровьесбережению сельского населения, развитию кооперативного движения как важнейших условий стабилизации социальной ситуации на селе, закрепления молодежи, решения демографический проблемы.

10. Необходима целенаправленная работа всех институтов села по подготовке нового поколения тружеников, способных активно включиться в преобразующую деятельность не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сельском социуме в целом.

В условиях многоукладной экономики села необходимо:

– модернизировать и развивать систему трудовой, допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки школьников на основе новых целей, задач, технологического обеспечения. Данное направление деятельности сельской школы следует признать одним из приоритетных в развитии сельской школы, в реформировании АПК;

– сохранить в учебных планах VIII–XI классов образовательную область «Технология»;

– совместными усилиями педагогической и сельскохозяйственной науки провести мониторинг сельскохозяйственной грамотности сельских школьников;

– обновить нормативную базу трудовой подготовки школьников (речь идет о рассмотрении новых положений о пришкольном учебно-опытном участке, ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве, фермерском хозяйстве, учебно-опытном хозяйстве при школе, профильном классе (группе).

В контексте введения профильного обучения насущной проблемой времени становится взаимодействие сельской школы и сельскохозяйственных вузов. В совместной работе в равной степени заинтересованы обе стороны. Без сельской школы агровузы теряют свое предназначение. Сельская школа без сотрудничества с сельскохозяйственным вузом не решит проблему профильного обучения в части реализации агротехнологического профиля.

Нового качества требуют отношения между сельской школой и сельхозпредприятиями разных форм собственности. Восстановление партнерских отношений должно стать важным направлением модернизации как образования, так и аграрного сектора страны.

Инициативная деятельность многих губернаторов по восстановлению трудовой деятельности сельских школьников в новых условиях должна быть подкреплена научно обоснованной государственной стратегией развития сельской школы. При ее отсутствии появляется опасность превращения экономической деятельности школьников в бизнес для предприимчивых людей, увидевших в организации сельскохозяйственного производства при сельской школе возможность получения доходов за счет эксплуатации детского труда.

Сельская школа, как базовый институт воспитания землепользователей нового поколения, должна стать трудовой. В том виде, в каком существует сегодня массовая сельская школа, она не способна в большинстве случаев выполнять поставленные современным обществом задачи. Ибо не ориентирована на подготовку учащихся к жизни и труду на селе.

Сельская школа так и не имеет утвержденной правительством концепции развития в условиях рыночного сельскохозяйственного производства.

Правительству Российской Федерации с целью допрофессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства и социальной сферы села необходимо утвердить Федеральную целевую программу развития инфраструктуры допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки учащихся сельских средних общеобразовательных учреждений, включающую нормативное закрепление задачи школы в области трудовой, профильной, профессиональной, допрофессиональной подготовки учащихся; обеспечение школы кадрами специалистов по трудовой подготовке, издание учебно-методической литературы, повышение квалификации педагогических и сельскохозяйственных кадров.

Минсельхозу РФ и Минобранауки РФ целесообразно активизировать работу по взаимодействию сельской школы и сельскохозяйственных вузов, сельской школы и сельхозпредприятий разных форм собственности.

Особенность деятельности сельской школы – междисциплинарный и межведомственный характер ее проблем и путей их решения. Совершенно очевидно, что вопросы здоровьесбережения детей нельзя решить без взаимодействия системы образования и здравоохранения; вопросы профильного обучения – без взаимодействия системы образования и различных отраслей экономики; вопросы трудового обучения – без взаимодействия системы образования и сельского хозяйства. Однако ни одна из федеральных структур не взяла на себя функцию координации межведомственного взаимодействия, хотя потребность в такой работе огромная.

Тормозом для развития сельской школы является отсутствие координации научных исследований по проблемам образования на селе, развития социокультурной сферы села, осуществляемых научно-исследовательскими институтами Минсельхоза РФ, Минздравсоцразвития РФ, Минобрнауки РФ, Министерства культуры РФ. Объединение научных сил в реализации крупных инновационных проектов должно стать одним из перспективных направлений в области государственной образовательной политики.

Значимой мерой государственной поддержки сельского хозяйства может стать создание в СМИ привлекательного образа труженика сельского хозяйства, популяризация достижений работников агросферы, распространение знаний о выдающихся деятелях агрономической науки, снискавших славу России.

Целесообразно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, культивировать идею о том, что сельскохозяйственные знания по своей значимости, сложности, фундаментальности и энциклопедичности ничуть не уступают знаниям других сфер.

Государство и общество обязаны ответить на вызовы времени и достойно решить проблему прогрессивного функционирования сельской школы XXI века, обуславливающей дальнейшее развитие российского села.


Россия, 107139, Москва, Орликов переулок, 1/11. Тел.: (495) 607-83-62, (495) 607-80-00. E-mail: info@gov.mcx.ru

© 2003-2009 Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Все права защищены

 



Сайт создан в системе uCoz