На начало сайта

Южная путевая заметка                                                                

*      

   Мне надо было позарез сфотографировать зимний пейзаж для заставки на главную страницу. Это что ж, зима проходит, а дело не сделано ещё? Нехорошо! Тут как раз День Выборов наступил… 

   Если политическая воля сделала бесплатным проезд (в России, кстати, нигде такого не было или, по крайней мере, никто не слышал про подобное) хоть куда в пределах региона, в этот день, то грех было этим не воспользоваться. По прогнозам хоть один лучик солнца да должен быть и я взял с собой фотоаппарат, кучу пустых полиэтиленовых бутылок в надежде набрести на родничок и убить ещё одного зайчика. Но, увы! Оба зайца пробежали мимо. Ни солнца, ни родничков, ни туристического клуба, знаменитого раньше на всю область. В деревне Треща, что в 35-40 км от Кемерово, находится конезавод. Племенного коня, основателя династии, местные жители в своё время спрятали от сталинских репрессий. Он дал потомство, которое прославило местность и напомнило об американской угольной концессии (тоже ликвидированной), которая собственно и учредила это хозяйство в начале ХХ века. Памятник отцу-основателю до сих пор стоит. Правда, хвост почему-то качается на ветру... Ну, да ладно с хвостом. Туристический приют был филиалом областного клуба. Там было штук пять или более коней, отбракованных на конезаводе и не желающих тянуть свою долю соревнованиями или пахотой. А детишек возить всегда пожалуйста было! Туда приезжали юные натуралисты вести наблюдения за природой и подолгу жили в гостеприимном приюте. Стены хаты были завешаны дружескими шаржами друг на друга, краткими отчётами о проделанной работе и пожеланиями к следующим гостям. Хозяин на глазах расширялся, и дополнительная конюшня пристраивалась, и банька была готова. Да вот незадача случилась, развёлся он с женой, как говорят местные жители, и всё рухнуло в одночасье. Она, говорят, уехала недалече, а он как бы сгинул напрочь... Возле такого источника (конезавода) можно было бы всю жизнь ковать маленькую деньгу, было бы желание. Да нет его, желания, теперь ни у кого! Сам конезавод тоже бы давно «загнулся», только за счёт тулеевских рысаков и держится. Тулееву, как человеку степному, часто дарят коней, а куда их девать? Вот он их сюда и спроваживает, вместе с денежным содержанием. Но местный люд не желает заниматься коневодством и другим не советует. Видимо, что-то перебило им. И это что-то висит теперь как тот хвост у памятника, вид вроде есть, а стержень отсутствует... Директору конезавода, правда, хватает на казино, остальные шумною толпою по утрам составляют кемеровский люмпен-пролетариат. Толка от него нет, один вред. Иллюзия избыточной рабсилы позволяет кемеровским работодателям оптимистично смотреть на рынок труда, опуская и до того низкую зарплату. Качество рабсилы до поры до времени не берётся в расчёт.

   2008 год объявлен годом семьи в России. По телевидению показываются семьи популярных людей. Смотрите, мол, у кого жизнь удалась… Видимо для того это делается, чтобы люди брали пример. У остальных, не популярных, жизнь не удалась, но есть, по всей видимости, шанс догнать. А если семья не удалась, то и догонять некого… Почему-то показывают семьи шоу-бизнеса больше всего. Выбор не велик. Не будешь же показывать семью учителя, он сразу начнёт говорить о малой зарплате. А если не начнёт, то это подозрительно.

   Но раз уж год семьи, то логично предположить ключевую зависимость благополучия государства от благополучия семьи. Любой семьи, а не только бизнесменов или губернаторов. Однако наше предположение вступает в противоречие с реальной жизнью. Например, что бы было, если бы директор конезавода развёлся со своей женой? Ясное дело, что никаких катаклизмов от этого не случилось бы. Женился бы на другой, да и только. Да даже, если бы ушёл с директорской должности, на это место мигом нашёлся бы другой человек. Свято место пусто не бывает! Только в случае с туристическим приютом логика подтверждается: ушёл человек и приюта нет… Не святое это место! Значит, общественно значимые места у нас в Кузбассе не святые, бросовые? Семьи областных чиновников, да губернаторов святые и значимые, оставляют рукотворный след в памяти народной. Им и рукоплещем. Остальных приказано забыть? Например, поэта и писателя Владимира Ширяева. Вот такие грустные опять мысли…

   Околачиваться впустую в Треще четыре часа мне показалось невыгодным. И я пошёл пешком в соседнюю деревню Черемичкино, в сторону Кемерово. Пока проходил Трещу, видел как из избирательного пункта несли подарки от организаторов (ширпотребные изделия типа чайников). Такое, судя по рассказам, происходило везде по району и Топкам. Как истинный математик, я просчитал в уме шанс быть подобранным попутным транспортом, на деле же он оказался нулевым. Так и пришёл, тешимый надеждами, в Черемичкино, а там масленица только началась! А я вовсе подзабыл про этот элемент местной картины мира. Пришлось присоединиться.
   Собственно гуляние масс происходило возле избирательного пункта. Поэтому раздача слонов (подарков) потеряла своё первоначальное значение. Пришедшие на Выборы радовались весне, а пришедшие провожать зиму нежданно отоваривались и весело присоединялись к избирателям. Все вместе теснились возле организаторов. Подошёл и я. Чтобы ничем не отличаться от окружающих, несколько раз накатил и закусил дармовыми блинами с общего стола. Говорят, в шахтёрском городе Берёзовском блины были начинены красной икрой, но давали не всем. Это из чьего кармана столько водки ушло? Ко мне относились снисходительно. Однако невзначай или открыто щупали рюкзак с бутылками. В стороне от организованной толпы кучковались ещё несколько групп. Самая шумная, по всей видимости, состояла из деловых, нормальных мужиков, торгующих попутно шашлыками и жующих их здесь же. Эти не стеснялись выражать эмоции и политические пристрастия. Выкрикивали лозунги за Единую Россию и Медведева. От них мне тоже перепало выпить и закусить. Ещё была кучка местной шпаны, которая держалась отдельно от взрослых, уже была на взводе и занята своими разборками. А между всем этим бродили отверженные, независимые и такие как я. Было несколько мам с детскими колясками. С рюкзаком был я один. Из аттракционов по традиции состоялось лазание на столб и битьё подушками друг друга на бревне. Сжигание чучела зимы оставлялось под финал, но я к тому времени уехал назад в Трещу, дабы застолбить место в автобусе. Там масленица ещё не кончилась, поэтому могу сказать, что в Треще гуляния были более впечатляющими. Это за счёт наряженных коней в упряжках разного рода, хоровода и баянисто-гармонистов.

   Фотоальбом о Треще делать не буду. Безрадостное зрелище потому как. Разруха.
   Субъективное впечатление от обоих гульбищ: повывелись в деревне стройные, красивые бабы! То ли они в город подались на заработки, да там сгинули, то ли их местные мужи взаперти держат. Уже на последних минутах в Черемичках, на дорогу вышел совершенно трезвый парень, попутчик до Кемерово. Попросил сфотографировать своим сотовым телефоном на фоне сельского пейзажа. Явно не местный. Значит, приезжал к девушке своей. Значит, есть ещё спящие красавицы по деревенским избам! Надо же оптимистичной нотой отчёт закончить.                                                                                                           

2 марта 2008 г.

*

Путевая заметка – 10

   Побывал,  по случаю, на турбазе «Притомье». Ну, это которая автомобилистов, якобы, была, а потом её администрация области выкупила за грош. И построили они себе царство в государстве! Шутка.

   Ничем особенным это место не отличается от остальных. Такая же халтура, как везде! Это я сужу «сидя на своей колокольне». Иду мимо кабеля и в подсознании отмечаю его недостатки. Стою возле писсуара, а сам его оглядываю со всех сторон: мастерство местных сантехников проверяю… У нас делают лучше!

   Однако, что есть, то есть: неописуемой красоты пейзаж противоположного томского берега! Ничто его не портит. Даже дикие туристы своим костром и палаткой дополняют его нужным, к месту, колоритом. А может это не туристы? Как-то я об этом не подумал…

   Помню, возле другой губернаторской «турбазы» грибы собирал. Иду, радуюсь себе и солнцу… грибки режу. А параллельным курсом мужичок идёт. Я наклонюсь – и он наклонится, я на пенёк сяду – и он делает то же самое! Полное зеркальное отражение. А между нами забор, но я чуть ниже, а он на бугорке. Ну, думаю, засранец, передразнивает, что ли? Мне, крестьянскому пареньку, задуматься бы надо было, но разве природа этому способствовала? И только когда появился второй мужичок, да не с пустыми руками, а с оптической винтовкой… я стал немного соображать. Соображал, покуда он в птицу-орла целился, покуда шишку на сосне разглядывал, а когда он на меня целиться начал – всякое соображение закончилось, побежал я к едренефене! Теперь думаю, не из той же когорты те туристы были на другом берегу?

   Нет, никто нам не мешал. Всё было культурно. Появится мужичок, сделает замечание и уходит… как тому и положено быть. Всё чин по чину. Мы же оплатили своё пребывание здесь. Никто нас не тревожит. А если и тревожит, то только по делу:  машины убрать туда или передвинуть сюда, какать здесь, пукать там… короче, всё путём!

   А люди потом рассказывали, наверное шутя, что сам Тулеев в эту ночь здесь был. Но мы не знали. Бывает. Знали бы – пригласили в гости! Почему бы не поговорить с интересным человеком?  

   Да, с Тулеевым нехорошо получилось. Был вроде хороший человек рядом, но не зашёл… не хорошо! Мог бы и зайти. Гордый, что ли? Не хорошо!  Ленин обычно не брезговал с народом общаться. Да и хрен с ним, мы не обиделись!

   Интересное дело! Я на этой турбазе лет, этак, двадцать пять назад был. Однако этой вот природы вокруг не помню! Не было её здесь, что ли? Откуда-то появились стройные ряды сосен и лиственниц. Причём разных наименований. Поработали агрономы на славу! Молодцы. Всякому хозяину пример!

   Я к тому всё это говорю, что создать у себя, в своём огороде, такую же красоту – раз плюнуть! Ну, два… Ведь что для  этого надо? Только желание! Посмотрите, практически все топкинские деревни стоят на речках. Значит, красота вида уже есть, причём дармовая красота. Бери и пользуйся! Надо только, к этой красоте добавить заборчик культурный, с десяток разномастных деревьев и всё. Площадка для гольфа, само собой, которая плавно переходит в картофельное поле. Однако антураж не будет полным, если вы о домике не позаботитесь. Он должен обязательно стоять, ни в коем случае нельзя, чтобы домик падал. Поэтому придётся немного попотеть, потратиться деньгами…  Зато какое благодарное дело! Земля эта станет родной! Вас обязательно будет сюда тянуть. И приехав в очередной раз сюда, вы сможете, не стесняясь слёз (а кто увидит, когда всё вокруг ваше?), обнять родную берёзку, поговорить с ней, успокоить её и себя тоже, пообещав приезжать чаще и никогда не рубить деревья…  Я сам уже плачу… В городе разве может такое случиться? То-то же!

Июнь 2008 г.

*

Путевая заметка – 11

   Задумка посетить Верхнюю Митиху появилась давно. Испокон веков, так сказать. Посмотреть захотелось те места и сравнить их с другими, тоже брошенными ранее по разным причинам. Но не судьба, видимо. Из Какуя пошёл в сторону Чёрного Падуна. Прошёл, как мне показалось, около 4-5 километров, свернул влево строго на юг, в противоположную сторону то есть.  Но заблудился по гугловскому фотоснимку-карте и вышел к Романовскому не через Верхнюю Митиху, а через Бровушку. Это я понял, когда увидел автомобильную трассу с противоположного берега Сосновки. На таком расстоянии от реки трасса могла быть только в районе Боровушки. Русло Сосновки с крутыми берегами, без перекатов. Пойма широкая, а речка кручёная, обойти её стороной тоже трудов стоит! Тем более что впадающих речек на карте нет. А я одну такую видел. Допросил с пристрастием и она как бы признала себя Митихой. Ну, точно верхняя речка, и деревня по ней обозвана: шириной с полметра и глубиной  по щиколотку в одной протоке. Вторая почти такая же. Однако устье Лжемитихи в Сосновку пришлось перепрыгивать хорошо разогнавшись. Берёзовка в районе Шишино имеет такие же размеры, пересыхает летом, но на карте обозначена, а этой нет! Почему? Какие стратегические секреты надо было скрывать топографам, чтобы не рисовать речку? Ума не приложу…

   Пока блудил по крапивно-смородинным джунглям поймы, совершенно выбился из сил. Здесь даже зверьё тропу не бьёт, а меня занесло… Не хорошо!

   Как бы навигатор пригодился, но не на меня работает российская промышленность и военные топографы не для меня рисовали карты. Это всё на врагов рассчитано! Чтобы попали в эти дебри и сгинули… 

   Так и шёл в сторону Романовского, злобно отбиваясь от овода-птицы и летающих слонов с кровожадными хоботами. Шёл, пока не кончилась вода, набранная в Лжемитихе. Шёл, пока не кончились силы, набранные в Кемерове. Пришлось перейти на резервное топливо органического происхождения, це-два-аш-пять-оаш, кажется. Но скажу по секрету, применять его в такую жару рискованно! Фифти-фифти: бабка надвое сказала, дойдёт дед до дома в таком состоянии или нет… Однако повезло! Возле Романовки полноводная горная река зазвенела перекатами прямо под ногами. Оглядываюсь – лесная пустыня вокруг, да развалины былого колхозного могущества. Где река? Захожу за кустики – вот оно что! Артезианская скважина бьёт в небо ледяным фонтаном. Вот был праздник души и тела!

   Уже в посёлке дорога вывела на кладбище механизмов. Видимо, это у них ремонтными мастерскими называлось раньше. Да и теперь есть к кому обратиться. А пиво, - спрашиваю, - где здесь продают?  Не продают, - отвечают люди, - выходной сегодня. Ладно, потерплю до города, - говорю, - идти немного осталось до трассы… Как это немного, - опять отвечают люди, -  пять километров с гаком! Такого облома я не испытывал ни разу, за всю историю своих походов.

   Хорошо ещё, что каждая автобусная остановка являет собой центр притяжения пассажиров. Сходятся сюда люди и съезжаются, чтобы дальше ехать. Сюда или оттуда. А может туда или отсюда? Совсем голова не соображает от жары… И в случае чего могут водой напоить. Или самогонкой угостить, как те опаринские школьники в День Знаний 1 сентября (читай северную путевую заметку).

   За время ожидания о чём только не переговоришь со случайными попутчиками, и что только не услышишь от них! Разговоры чаще всего касаются жития-бытия селян. То есть социально-экономической политики властей. Более всего люди недовольны своим положением, что кто-то успел в своё время хапнуть, как они говорят, а они «прошлёпали». Кто успел, тот и съел. Правильно, объясняю собеседнику, на то и конкуренция существует! Если бы чиновники каждому желающему разрешали рубку леса, то что бы в карман себе клали? Теневой рынок административных решений в действии!

    На втором месте – разговоры о воровстве. Создаётся такое впечатление, что тем и живут селяне, что воруют друг у друга… Это я так ради смеха сказал. Оказывается, что воруют более всего пришлые, чужие люди, которых понавезли хозяева земли из города (по всей видимости бомжей) и заставляют здесь работать. В северной путевой заметке такая же ситуация в Усть-Стрелине описана. Принудительный труд, что ли, спрашиваю? Ну, отвечают, принудительный или добровольный, где уж разберёшь, а попробуй, поработай за 300 рублей в месяц…  Ясное дело, что бегут бомжи промышлять воровством. Их отлавливают, бьют и снова заставляют работать. Да, думаю, хорошая была идея создать рабочие места в селе, но обгадили её! Скупили лучшие земли (поближе к деревням), навезли скота и бомжей как скот, пустили земли под пастбища. Выделяемые для оплаты труда деньги кто-то благополучно кладёт себе в карман… Се ля ви.

   Успокаиваю, как могу. Подождите, говорю, вот забьют последнего бомжа, тогда к вам придут просить поработать. Да уж, отвечают, к тому времени мы сами на том свете будем!  

22 июня 2008 г.

*

Путевая заметка – 12

   45 лет назад Колька Кудашов поймал в Ине, под Русаково, метровую щуку и по этому поводу ликовала вся наша школа! Теперь вот нет деревни этой, но я иду туда сфотографировать места и показать их Кольке.

   Пока шёл через Усть-Сосново, спрашивал направо и налево: "А где у вас мужик с телескопом живёт?". Не знал никто из попавшихся навстречу. Правда, их и было-то всего двое или трое. Ладно, думаю, на обратном пути выспрошу и найду. На том и порешил, переходя мост, за которым другая деревня. В смысле, под другим названием. Какой смысл был делить одну деревню на две административные части? Ума не приложу! Но уже возвратясь из похода на ферму, где раньше Русаково было, проходил мимо праздно сидящих на лавочке бабёнок... "Здравствуйте, девушки!" - кричу. Ох, как они обрадовались! Вообще, такое обращение к женщинам любого возраста сильно повышает у них расположение духа. Очень они любят такое слышать в свой адрес. А эти прямо сходу стакан наливают и протягивают! Ну, я само собой отказался, боясь заночевать тут, однако выяснил, что это не просто деревни с разными названиями, но и люди в них разные. В чём именно разные, уточнять не стал.
   Дорога из Левососновского до фермы можно сказать прямая, 5-6 км, вдоль линии электропередачи, которая туда и идёт.  Потом крайняя территория, граничащая с Новосибирской областью и дороги дальше нет. А раньше, лет 50 назад, рядом с фермой стояла деревня Русаково, возле которой, по преданию, поймал рыбу-щуку мой одноклассник Колька. Теперь её нет в абсолютном исчислении. А была начальная школа, клуб и 76 личных хозяйств. Теперь одни умирающие тополя. Это, как я заметил, верный признак брошенных поселений. Тополь в диком виде нигде не выживает. Или не приживается?
   Я не пошёл на ферму, а свернул к реке и пошёл вдоль неё, по пути фотографируя местность. Рыбацких (с низким берегом) мест было мало. И следы костров не свежие. Нерыбные места, что ли? Далее деревня, или что осталось от неё, закончилась и мне пришлось заворотить к ферме. Таким образом, я пришёл к ней как бы с тыла... Нужно было встретиться с обитателями и получить разрешение на фотографирование, потому что я шёл по дороге с демонстративно висящим на шее фотоаппаратом и меня видели проезжающие на автомобилях люди. Однако обитатели как бы вымерли. Но занавески на окнах несколько раз шевельнулись... Видят, но не выходят! Ладно! Поздоровался с привязанной конягой (погладил морду), бегающей по кругу. Вот, что значит рук нет, от гнуса отбиваться. Прошёл мимо разбросанной как попало сельхозтехники, верного признака бардака в умах. Помещение для скота было закрыто и подпёрто бревном. Он (и тот и другой скот) должен быть на выпасах. И только уже на выходе из поселения залаяли собаки. Их, видимо, заранее привязали или они привыкли уж к разным людям. Скорее всего, второе.

   Я сильно-то и не расстроился. Не образцовое это хозяйство, сразу видно. В наше время сильного государствования, можно было бы и здесь соорудить «нанотехнологичные» ангары по типу дедюевских, и выкрасить их в цвета российского триколора. Тем более что линия электропередачи в прекрасном состоянии, это я уж как специалист заметил в первую очередь.

   Пойду, телескоп поищу!

   Михаила Фёдоровича Пьянова я нашёл почти сразу, как только возвратился в Усть-Сосново. О нём мне сказали сначала те «девушки» со стаканом самогонки: «Там, за речкой он живёт!».  Перешёл речку. А в магазине повторилось. Продавщица почти дословно повторила: «Перейдёте речку, первый дом его и будет!». Перспектива возвращаться в Левососновский поставила меня в ступор… «Да, не через Иню, через Сосновку надо переходить» - обрадовала женщина. Ладно, пойдём через Сосновку.   

   Знакомство с Михаилом Фёдоровичем произошло на удивление быстро и доброжелательно. Что характерно для всех деревенских по всему району. Разговаривали сидя в прихожем помещении, так называемой прихожке: справа или слева в любом доме обязательно находится кладовка, а здесь в самой прихожке даже диван есть. Это, по сути, летнее помещение, не отапливаемое зимой.  

   Основным идейным вдохновителем постройки телескопа бы тогдашний директор школы Сетруков. С его сыном Александром я учился в школе и в томском политехническом.

   Сначала Михаил Фёдорович притащил литературу по данному вопросу. А так как я в принципе был подготовленным слушателем, то она сильно-то и не понадобилась. Все околотелескопные темы были мне знакомы. Но я сразу предупредил, что строить свой телескоп не собираюсь, хотя в младые годы было такое желание. «Ну, ещё не поздно, - ответил Михаил Фёдорович, - я свой построил в 1972 году, когда чуть-чуть моложе вас был». Странно, подумал я после его слов, более 35 лет как телескоп существует, а узнали о нём только сейчас… Почему?  А газета «МК в Кузбассе» даже ввела читателей в заблуждение своей заметкой, где говорится о том, что «82-летний мастер сам собрал телескоп, в который видны Луна и кольца Сатурна». Это ему сегодня 82 года, а тогда было 46 лет…

   В 2007 году в Усть-Сосново проводился фестиваль народного творчества. Под творчеством подразумевалось, как обычно, песни и пляски. Ждали Тулеева (но он так и не приехал). Тогда журналистам, видимо от нечего делать, чтобы заполнить паузу, предложили нетрадиционное для деревни творчество. Так стало имя мастера Пьянова известно «всей стране». Если бы не фестиваль, то я подозреваю, что имя усть-сосновского кулибина  так и осталось бы в забытье и неизвестности. Над природой такого явления ещё надо подумать. На мой взгляд, если бы в каждой русской деревне строили телескопы, как в каждой китайской деревне выплавляли чугун, то страна наша сегодня была бы не в худшем, относительно Китая, положении. Существующий в России политический строй просто убивает мысль на корню! Страна дураков, одним словом…

   Иногда местная школа устраивает демонстрационные показы в рамках учебного процесса. И тогда к Михаилу Фёдоровичу приходят ученики старших классов. Посмотреть небо. Добровольно никто не ходит.

   Уже в автобусе вспомнил, что хотел задать самый главный вопрос этого сайта. Что надо сделать, чтобы на селе началась горизонтальная эволюция? Чтобы большинство молодёжи оставалось в селе. Не задал. Зато спросил об экономической ситуации. Работа здесь есть, но для немногих. Удручающий ответ.

28 июня 2008 г.

*

Путевая заметка – 13

   Маршрут Усть-Сосново-Берёзово-Катково так же интересен, как и все остальные. В каждом есть своя изюминка, которую не почувствуешь, пока не «разжуёшь». Не пройдёшь, то есть.

   Обычно границы экономических районов определяются территориями хозяйственной деятельности. А это, как правило, происходит по берегам рек. Значит, границы районов чаще всего чертят по водоразделу, то есть по возвышенностям, взгорьям и горам. Но в этом деле всегда есть исключения из правил. Чертят исходя из разных побуждений. Например, выступ на востоке Топкинского района, между речками Мазуровкой и Малой Камышной, получился явно по причине нахождения в нём зон отдыха не районного значения, а более высокого. Ну и правильно! Зачем району забота не по рангу?

   Чуть выше выступ на северо-востоке. Там находились земли воинских частей, поэтому логично их в составе района не иметь. Тоже лишние заботы.

    А вот заступ (нечто противоположное выступу) на севере от Топок никакой логике не подчиняется. Можно предположить, что району позарез необходим выход к Северному Ледовитому океану, поэтому и застолбили себе часть берега реки Томи. Я этот довод принимаю! Надо иметь.  Хотя бы ради чувства собственного достоинства. Пионерский лагерь в Подонино не в счёт… 

   Исходя из этого посыла надо бы продолжать присовокупление отдалённых от Юрги земель Юргинского района, расположенных по левому берегу Томи до самой Верх-Тайменки. Они всё равно брошенные из-за дальности расположения от райцентра. А здесь логика обслуживания дорог регионального значения. Какие-то несчастные 50 километров дороги вдоль Томи пересекает три административных района, что не на пользу ей. Поезжайте сами, да посмотрите!

   В остальном границы Топкинского района более-менее оправданы. За исключение маленького сегмента возле Катково, что на юго-западе Края. Здесь трудно понять, кто у кого украл территорию, Промышленновский у Топкинского или Топкинский у Промышленновского. Надо сходить и посмотреть!

   Иду по красивому усть-сосновскому берегу Ини, что одновременно является улицей. Делаю прощальные фотоснимки и постепенно втягиваюсь в лес. Кроны деревьев смыкаются над головой, отчего небольшая польза – защита от дождя. Подгадили метеорологи! Начинается мелкий, моросящий дождь. Так может грибки встретятся на пути?

   Ориентации в таком походе никакой. На снимках со спутника лесных дорог не видно. Одна надежда на появляющиеся иногда поляны среди леса, со скирдами сена. Тогда можно свериться и определиться. А так расчёт только на время: один час хода (или бега?) по условной дороге равен приблизительно пяти километрам. Через час вышел из леса на берег Ини. Дорога свернула направо и я по ней, да вовремя опомнился. Развернул распечатку снимка из космоса, посмотрел и сбросил кроссовки. Пора залезать в сухие сапоги. Дальше полевая дорога приобретает черты полной условности, так как признаком её является только высота травы.

    По времени пора бы появиться деревне Берёзово Промышленновского района. И она появляется! Правда, в виде зарослей хрена на большой плоской пойменной площадке, имеющей небольшие бугры, похожие на следы былых строений. Хрен в диком виде не растёт, подумал я. Ещё подумал я, что прав оказался житель Усть-Соснова, утверждавший, что деревни Берёзово на этом берегу нет…

    Стараюсь держаться любой дороги или проторенному пути. Иногда это просто противопожарная борозда вдоль леса. Таких борозд не делают уж лет 20 и более. Поэтому они полностью заросли травой и только еле заметное отличие по высоте даёт основание утверждать о её наличии в прошлом. А сегодня лес беззащитен перед огнём.

    Потом вышел на приличную дорогу, которая вывела к полю, засеянному рожью. Пришлось решать: идти по ней, неизвестно куда, скорее всего аж до Лукошкино, или вернуться к пойме. Решив, что Березово миновал, а до Катково осталось каких-то два-три километра, я сворачиваю на бездорожье! Это решение было оправданным, как оказалось потом, но безрассудным…

    Ржаное поле закончилось никаким, на краю которого находилось двухэтажное строение с амбразурой, затянутое маскировочной сеткой. Это сюда, вспомнил я, привозят большое милицейское начальство для стрельбы из оптических винтовок по бедным животным, которых загоняют специально обученные люди. Люди должны жить поблизости, обрадовался я. Дерзаем дальше!

   Но дальше была речка Берёзовая, которую надо было перейти вброд. Как всегда в таких случаях, выручили бобры, подсказавшие переправу. К тому времени одежда на мне была мокрой по самое горло, поэтому долго не раздумывал. И дальше не раздумывал, шёл, шёл и шёл передвигая ноги стопудовыми гирями… Кто был в пойменных зарослях, тот знает как это не легко. Без допинга здесь хана! Да ещё досадные упущения. Лицо я из принципа ничем не защищаю от гнуса, а вот на руки мог бы перчатки одеть…

   Так бы и шёл, наверное, пока не кончился. Однако случайно увидел слева по курсу сосновые посадки. А ведь они без дороги не бывают! По лесной технологии сначала бьют дорогу к месту посадок, потом сажают. Прекрасная дорога оказывается! Так по ней и добежал до поселения (гири в лесу остались).  Спрашиваю у первого попавшего насчёт автобусной станции (это шутка такая). Оказывается, нет здесь ни станций, ни автобусов! А деревня называется Берёзово! Вот те на! Приплыли, называется. Или приползли?

   Странной оказалась эта деревня. Таких зарослей конопли я не видел нигде! Практически все дворы в деревне, все палисадники в конопле.  За редким исключением. По логике вещей, если дом полностью зарос коноплёй, значит в нём никто не живёт. Тогда почему занавески на окнах? И на этом фоне полного запустения отличный водопровод! Есть какой-то потаённый жизненный смысл, когда погост устроен на самом высоком месте прямо в селе: лежи и смотри на родную деревню, тяжко вздыхая с фотографии обелиска...

   Конечно, администрация Топкинского района мудро поступила, отдав деревню другому району, а земли ментам под охотничьи угодья. Меньше забот. Да что там говорить, вообще никаких забот! Скорее лес сгорит начисто, нежели менты о нём озаботятся…

   Не знаю, может быть, это субъективное впечатление? Трудно соединить в одно целое, казалось бы несоединяемые куски: совершенный отрыв Берёзово от топкинской дорожной системы – дороги никакой нет, так накатанная земля и только, но по ней передвигаются ухоженные иномарки (ездой это не назовёшь) и совершенно дикая деревня с отличным водопроводом…    По всей видимости я не высмотрел левобережную часть деревни, имеющую транспортную и административную связь с промышленновским районом. Бывает.

  В километре и «одном метре» от Берёзово расположено Катково. Школу здесь разобрали по кирпичикам. Зато в Верх-Падунском построили церковь. Не знаю, из того кирпича или другого, хорошо это или плохо. Раньше вроде наоборот происходило, церкви приспосабливали под школы. 

3 августа 2008 г.

*

Путевая заметка – 14

   Так уж получилось, что не рискнул я пешим ходом из Катково в Тыхту напрямик через леса и реки. Время подоспело грибное, а дорога дальняя, тяжеловато было бы тащить грибы такую даль. Удумал компромисс: взял с собой пару вёдер, переночевал в Топках, а с утренней зарёй из Магистрального в Тыхту пешочком   по цивильной дороге. А оттуда леском до Верх-Падунского. И уже там, в Верх-Падунском, побродил по селу, ожидаючи автобуса. Магистральный проскочил, пощёлкав фотоаппаратом тёмные улицы. На полях стало светлее и радостней, они были засеяны какими-то зерновыми. На фотографии эти поля видны. Я не стал заходить в росу, в поле отраден любой злак, что пшеница, что рожь, что овёс. Лишь бы было что! Местным жителям не топкинского края, а промышленовского,  перепадает до 2 тонн зерна от их земельного пая (похоже, что по тонне на человека). Это существенная прибавка к хозяйству. Уже можно скотину держать, порося там или овечек.  Жаль только, что это всего лишь прибавка, а не существенная часть.

   Здесь поля засеяны, значит и топкинским должно перепадать, если не пропили паи.

   Многие, если не все, здешние рабочие руки работают в Топках и Кемерово. Хорошо это или плохо?  С моей точки зрения городского работяги, приток дешёвой и непрофессиональной рабочей силы в город из деревни… впрочем, я уже писал об этом в начале южной путевой заметки. Мнение моё с тех пор не изменилось.

30 августа 2008 г.

*

Путевая заметка – 15

    Пора подводить, как принято говорить, нарастающие итоги. На этой карте показаны все пройденные пешком (окрашено синим) и на автомобиле (выделено красным) маршруты. Дадим оценку всем деревням, в которых побывали:

Дедюево – 2,

Подонино – 2,

Глубокое – 3,

Усть-Стрелино – 2,

Медынино – 2,

Хорошеборка – 2,

Раздолье – 4,

Зарубино – 5,

Опарино – 5,

Листвянка – 5,

Шишино – 4,

Комсомолец – 3,

Колотовка – 0,

Бархотово – 2,

Кокуй – 2,

Ново-Романовский – 2,

Усть-Сосново – 4,

Катково – 2,

Верх-Падунский – 3,

Тыхта – 2,

Магистральный – 3,

Лукошкино – 2,

Козлово – 2,

Центральный – 3,

Большой Корчуган – 2.

   Шесть деревень имеют надежду на процветание, пять переживают трудные времена, остальные 13 – конченные, в упадке, поселения (их даже деревнями назвать трудно). Впрочем, надо сначала дать определение сельскому поселению. Оно есть? Мы знаем точно, зачем власти применяют термин «поселение» без привязки к степени урбанизации его. Чтобы избавить город от неплатёжеспособного населения, в первую очередь пенсионеров и инвалидов. Процесс этот вполне официальный. Для улучшения отчётных показателей. Параллельно ему идёт криминально-коммерческий процесс. И какая между ними разница? Похоже, что они срослись.

   Но если подойти объективно, то в этом есть рациональное зерно. Если половина многоквартирного дома неплатёжеспособна, то как этот дом обслуживать, за какие деньги? Власти пошли по наилегчайшему пути, который превращает сельскую местность в социальную свалку отребья. Конечно, такой термин никак не характеризует людей, попавших в жизненный переплёт. Что интересно, это же «отребье», если оно по состоянию здоровья может служить в армии, призывается туда и государство оплачивает его, «отребья», воинскую повинность.  Так может всё зависит от точки зрения: для кого отребье, а для кого источник обогащения или защитник Отечества? Деревню жалко. Никак не могу я принять факт горизонтальной эволюции на селе путём притока в сельскую местность городских отбросов… Не нормально это!

   Однако иногда отток населения из города носит не принудительный характер, а добровольный. Добровольные переселенцы неприметны и не кричат: «Помогите!». У них у каждого своя идейная подоплёка. Я встречал таких. Вот, например, вчера мы побывали в экологическом поселении «Привольное».

   В конце прошлого века в России зародились некие надежды на другую жизнь... Появилось, например, "движение" за родовые поместья. У кого есть деньги, тот и без всякого движения построил себе всё что надо: и поместье, и город, и страну в стране. А я вчера был в поселении, которое построили за 6 лет, похоже, не совсем удачливые люди, то есть стеснённые средствами. Впрочем, понятие удачи у них своё. Такие поселения ещё называют экологическими. Я сфотографировал только то, что мне разрешили. Но и этого достаточно, чтобы иметь некоторое представление. Остальные дома ничем не отличаются от наших традиционных мичуринских садово-дачных участков, только расположение другое, да площадь у каждого по 1,5-2 гектара. Из 200 энтузиастов осталось около 20. В СМИ сообщалось, что такие поселения в трёх местах Кузбасса. Но, похоже, что этот единственный, как говорят сами поселенцы. СМИ наврали, как всегда.

   А почему бы не строить родовые поместья в этих тринадцати деградированных деревнях? Для этого необходим не только начальный капитал, для этого необходим постоянно действующий бизнес. Нормальный гражданин, который не олигарх местного значения, может себе позволить родовое поместье? Наверняка нет! Значит, здесь присутствует какая-то несуразность. Поселенцев из «Привольного» движут идеи Анастасии и ещё куча разных «завихрений» теоретической мысли. Экономически такие поселения бесперспективны, на мой взгляд. Кончится энтузиазм, а с ним и жизнь в поселении. Как можно построить родовое поместье без рода (это я уже рассуждаю абстрактно, без привязки к «Привольному»)? То есть, без участия в этом всех родственников, которых наверняка много должно быть у тех, кто серьёзно подходит к подобной теме. Если привлечь родственников, обеспечить постоянное финансирование проекта, то, на мой взгляд, дело будет стоить свеч.

   Безусловно, в основе родового поместья должен быть родовой коллективизм. Пока что по России на основе родового коллективизма живут только мусульмане, что ставит их вне конкуренции в социальном развитии.  Это опасно. Это делает отдельные регионы моноконфессиональными.  Для многонационального государства желательно, чтобы все национальности существовали в равных условиях.

(продолжение следует)

*

Путевая заметка – 16 

   10.06.2010 года передо мною стояла самая простая задача – как всегда пройти пешком из точки А в точку Б Топкинского Края. Впрочем, это раньше было простой задачей. Теперь же на нашем сайте появился некто Знахарь, которому вынь да положи из похода то одолень-траву, то корешок от всех болезней, то ещё что-нибудь…  Например, в тот день попросил он меня поискать аленький цветочек. Зная наперёд, что в эту пору на полях наших кроме огоньков,  одуванчиков, да медуниц ничего нет, я сначала встал было на дыбы, но потом согласился. А что? Мне хотелось пройти пешком этот район с корыстной целью обследовать его на предмет проезда автомобильного городского транспорта, когда наступит долгожданная грибная пора. А городской транспорт, у нас сейчас, известно какой – импортный, низко летающий. Он только по шоссе может летать, а на сельском грунте он даже ползать не может. Поэтому требовалась детальная рекогносцировка местности. Заодно можно было, конечно, и аленький цветочек поискать…

    Однако сами понимаете, идти в лес в такую пору – только клещей дразнить. Одно дело ходить по маршруту, отклоняясь от него только лишь затем, чтобы обойти клеща или там, за папоротником, например, пойти в известные палестины, которые обросли уж тропами, ходи как по тротуару – не хочу… А травку искать или просто смотреть, значить не по лесной накатанной колее идти, а напрямик, через буреломы от поля к полю, от опушки к опушке. Но раз взялся за гуж, иди!

   Прошёл я грибные места туда-сюда, выбрал подъезды, обозначил направление и пошёл по грунтовой дороге, которую и дорогой-то назвать трудно. Накатанный во время посевной грунт, которому достаточно полдня полежать под дождём и он становится пригодным разве что для танков. Одна надежда, что да августа зарастёт он одолень-травами и аленькими цветочками. А пока он грунт грунтом, земля голая, чернозём.

   Между делом, конечно, приходилось периодически просматривать «контрольно-следовую полосу». Это я так называю часть одежды между сапогами и точкой опоры. По ней идёт большинство нарушителей границы. Не считая тех, кто сразу вцепился в рукава. Но не зря я одел семь одёжек и все без застёжек! Долго клещу надо ползти, чтобы достичь заветного кровеносного сосуда…

   Полный осмотр с раздеванием тоже никто не отменял. Без него нельзя никак. Если понадеешься на авось, приедешь домой по уши в наездниках. Для этого всегда беру с собой зеркало. Как правило, раздеваюсь перед большим маршем по чистому пространству, дороге, тропе, полю.  А перед лесочком зачем? Чтобы сразу же поймать кровопийцу? Нет! Если уж разделся, просмотрел все складки одежды, всего себя, насколько это возможно – надо же потом насладиться отсутствием паразитов, пройтись по просторам, подышать свежим воздухом! 

   Грунтовка вывела к накатанной, почти щебёночной дороге. Спуск рискованный, но преодолимый. Если не закопают, не изроют за лето, то потом можно будет съехать на обочину и дальше на первой передаче до леска…

   И сразу же овражек с мостиком. Речка какая-то. Не будем называть её. Лучше пройдёмся вниз по течению, поищем аленький цветочек.

   Хотя, какие в эту пору цветы? Кое-что из флоры сорвал из чистого любопытства. Долго искал по сети способы идентификации, да так и выкинул засохшие создания… Этим созданиям надо жизнь посвящать, чтобы постигнуть хотя бы часть их мира. А кто не успел, тот опоздал!

   Около часа побродил по извилинам речки и стал подумывать о переправе. Бобры, как везде, настроили плотин, речка разлилась, но я знал, где-то кончатся запруды и водица побежит веселей, зазвенит перекатами. Вот и признак переправы! Здесь давно уж никто не ездит, но еле заметный след колеи остался. Он привёл к топкому, болотистому берегу. Однако русло речки оказалось каменистым, глубиной сантиметров двадцать. Раньше об этом свойстве знали местные жители и частыми проездами отбивали болотину по сторонам. Теперь же берега заросли тиной и топкой глиной, сползающей с ближайших склонов. Но для путешественника такая болотина не преграда, встречали мы и похуже места.

   Короче, вышел я на трассу километра за два до деревни. Долго шёл и никак не верил, что километров всего два. Должно быть три, уж больно длинными они показались… Местные жители, как всегда, дружелюбны и словоохотливы. Наверное от того, что день ещё не закончился, жара не спала, делать ничего не хотелось… А вот ночью здесь убили человека. Ясное дело, по ночам начинается другая жизнь. Я лежал возле автобусной остановки и за два часа до прихода автобуса сюда приходила масса народа.  Видимо в этом месте у них при советской власти была почта. Каждый вытаскивал сотовый телефон, связь была отвратительной, поэтому приходилось несколько раз перезванивать: «…меня покусали пчёлы, купи противоаллергическое что-нибудь…», «…Женьку убили, он так там и лежит…». Подъехал мужик в наколках. Показывал всем синие изрисованные руки - как его покусала мошка. Подъехали два пацана в изрисованном драндулете. Чуток покрутили музыку, толкнули драндулет и поехали дальше. Здесь каждый сам себе станция техобслуживания, гаишник и прокурор. Других здесь нет. Земли здесь тоже нет. А которая была – перекуплена десять раз, никто не знает где работать и на кого… Покойника закопать тоже не знают где. Дороги здесь скоро станут такими, что отсюда никуда не выедешь… Конец света. 

*

Путевая заметка – 17

   18.06.2010 г. Пинигино ничем не примечательно. Разве что проходным транзитом. Народ отсюда как сбежал в 90-х годах, так и не вернулся. Деревня на семи ветрах. Худший южный аналог северного Глубокого. Оставшиеся перебиваются частным промыслом, среди которого, однако, есть неплохие единичные результаты.    Отличительной особенностью местности является выбитый травостой вокруг деревни. Значит, деревенское стадо живёт и, по всей видимости, процветает. Близость к областному центру и легкость доставки молочных продуктов на рынок города позволяет сводить концы с положительным балансом.

   До мостика через речку Талую прошлёпал на всех парах. А дальше свернул с дороги, идя вдоль поймы Северной Уньги. Хотелось бы так и дойти по её береговым изгибам до Черемичкино. Но где такое возможно человеческим силам?  По грунтовой дороге легче. Вот я и пошёл вправо по колее, когда она перешла вброд Уньгу, резонно посчитав левую колею, идущей в сады. Там их, садов должно быть три товарищества, судя по картам. Но мне туда не надо. Мне надо в Черемичкино попасть.

   Вскоре колея перешла в прекрасно сформированную грунтовую дорогу. Это когда проезжая часть почти полностью заросла мелкой травой, делая её – и траву, и проезжую часть – исключительным рельефом на фоне пейзажа, оставляя оголённой только следы протекторов на колее. По такой дороге можно проехать в любую погоду. Это результат былой жизнедеятельности. Сезонное обслуживание проезда (ведь это не дорога, в классическом понимании), расчистка от снега бульдозером, например, в течение десятилетий, оставляет в зоне проезда самые неприхотливые мелкие, стелющиеся по поверхности травы.

   Через километр колея раздваивается и тут же заходит в геометрические растительные порядки. Вокруг дикая природа, дикие, никем и никогда не обрабатываемые леса и поля… Откуда эти порядки? При ближайшем рассмотрении оказывается, что здесь заросли малины, облепихи, калины и ещё бог знает чего. И никаких следов жилья. За исключением быть может одного места, где из земли торчали почти полностью сгнившие непонятные деревянные конструкции. Вот и предположил я, что встретил на своём пути место обитания ещё досоветского человека, когда карт ещё не было. Думаю, разбираться буду дома, а сейчас надо обойти кругом и разведать подъездные пути, чтобы в конце лета приехать на машинке, да собрать урожай. Не пропадать же добру.

   Пока ходил, смотрел, набрёл на бетонные коробки – санузлы в панельном домостроении. Из таких раньше хрущёвки собирали. В одной даже остов холодильника сохранился. Постепенно дошло, что места эти были современно цивилизованными. Скорее всего, это брошенные сады. Каким-то образом сады советской эпохи не были обозначены на карте, подумал я.

   Потом вышел на ту же грунтовку, по которой пришёл сюда, пошёл по ней и заблудился. Дело в том, что возле этих брошенных садов разместился загон для скота и хозпостройки. Какой-то фермер приспособил пустующие земли для своих нужд. А нужды бывают разные.  Вот и пробил этот фермер полевые дороги в разных направлениях. А я ходил по ним, ходил и заблудился. Вернее, не заблудился, а уверенно шёл в выбранном направлении. Правда, уверенности хватило не надолго. Впереди замаячили настоящие дома с приусадебными участками. Но в ближайшем рассмотрении все они тоже оказались брошенными! Это обстоятельство совсем обескуражило меня. Где я? Сомнения развеялись только тогда, когда в разрыве дальнего леса увидел несущие конструкции контактного провода. Впереди значит железнодорожный разъезд «137 км».

   Оказывается, на современных картах обозначены несуществующие ныне садоводческие товарищества. По крайней мере, из трёх обозначенных остался только один, да и тот, скорее всего, не существует как юридическое лицо. Разъезд преобразован в остановочный пункт. Что это значит? Это означает, прежде всего, что все коммуникации и служебные помещения реконструированы и демонтированы, то есть разрушены. Оставшиеся помещения служат хранилищем нехитрых инструментов. Время от времени сюда приезжает обслуживающий персонал на рабочем поезде. Если повезёт, то на нём можно добраться до Топок. А для бедных садистов, которые с отчаянным упорством ещё продолжают содержать свои хозяйства, ходит через день электричка «Кемерово-Плотниково». Такая же ситуация, например, с разъездом «89 км» - Юрьевка, что по другую сторону от Топок. Там то же самое. От бывшего вокзала, куда могли бы спрятаться от непогоды  случайные пассажиры из ближайшей деревни и с самого разъезда, не осталось даже фундамента. Такое нечеловеческое отношение к людям называется звериным. Совсем ещё недавно звериный оскал власти был повсеместным. Но в настоящее время на автомобильных дорогах появились остановочные павильоны. Власть изредка способна на дружелюбный оскал. Но не везде.

   Как же так получилось, что вокруг Топок заброшены и разрушены  почти все садоводческие товарищества? Ведь вокруг Кемерово такого не наблюдается. Ну, хоть поработали люди, подышали свежим воздухом. Оздоровились, одним словом. Однако, что у них на душе теперь? Убрать всех работников железная дорога не могла из технологических соображений. А кто остался - жалуется в приватном разговоре: "Корову украли, теперь я боюсь покупать другую...". А раньше молоко продавали садоводам. Разрушаются отлаженные экономические связи… Кто в этом виноват? Кемеровские сады держатся если не полностью, то частично на помощи предприятий. В Топках главной является железная дорога, которая свёртывает своё присутствие. Интересно, в Московской области железнодорожники тоже свёртывают своё присутствие?

   Говорят, что на территории приватизированного садового участка можно прописаться юридически и жить там. Тогда как называть такое поселение? Сельское, муниципальное или другое? Однако как ни назови, Конституция нашей страны формально обещает защиту людей в любых поселениях. В чём защита? Конечно же, речь идёт, прежде всего, о здоровье, жизни и жилье! А какое может быть здоровье под открытым небом на остановочных пунктах, какая жизнь и жильё без охраны? Не Конституция у нас, а фуфло… Или власть фуфловая.

*

Путевая заметка – 18

   28.06.2010 г. решился махом пробежать оставшиеся четыре деревни в южной части Топкинского Края, чтобы раз и навсегда покончить с периметром. Манила кажущаяся близость деревень друг к другу. Двадцать километров я бы теоретически прошёл по маршруту Треща-Корниловка-Бурухино-Цыпино.  На практике это оказалось невыполнимым…

   В Треще потерял ориентацию, ещё не выйдя из неё. Качество гугловского снимка давало повод к большим сомнениям: куда идти? Местный житель сказал идти прямо по дороге, а дороги так переплелись и размножились, в районе ипподрома, что впору поднимать руки и сдаваться. В очередной раз вспомнил о навигаторе, который собираюсь купить который уж год. Потом решил так: в природе нет правильных прямоугольников, поэтому надо принять вот этот на карте за ипподром и плясать от этого места. А тут ещё уазик подъехал с рыбаками. Хоть и не знали они, в какой стороне Корниловка, однако само появление машины свидетельствовало о наличии проезда. Туда и пошлёпал.

   Доверившись грунтовой дороге и солнцу, которое в этот час было где-то между востоком и югом, смело прошёл почти половину пути, когда остановился в недоумении. Начались посевные площади и дорога раздвоилась. Одна пошла на север, другая на юг. Правда, полной уверенности не было о природе этих направлений. Мне надо было на запад. Выбрал компромиссное решение: пошел проторенной колеёй прямо по посевам. Ведь, если кто-то неспроста решил спрямить, значит позарез надо было. Самогонка кончилась или деньги, вот и погнали напрямик…

   Колея вывела на хорошую, старинную дорогу в лесу. А за лесом Корниловка. Эту, довольно большую деревню, я практически не увидел. Идти в центр села посчитал экономически невыгодным. Силы требовалось экономить. По пути сфотографировал улицу, несколько домов и вышел к речке Большой Корчуган. Покрутился по полю, в поисках переправы и даже нашёл! Это было нечто танцплощадки на воде. Но вовремя сообразил, почему на другой стороне проторенной тропы нет – люди туда не ходят. Тогда пошёл искать брод на Малом Корчугане. И нашёл. Как же не найти, если туда грунтовая дорога ведёт. А вот дальше помог случай. Я уж было направился вдоль речки по заросшей колее, как увидел слева раскачивающийся на лесных ухабах уазик. Этот тип машин, по всей видимости, самый распространённый в этой местности. Есть в них какая-то особая способность к передвижению. Три километра от Корниловки на словах, на деле вылились в добрых пять по пересечённой местности до Бурухино. Но я туда пришёл!

   Дыры дырее я нигде в Топкинском Крае не видел! Эту деревню не описать словами. Сделал всего один снимок, из которого всё видно. По последней переписи в ней проживает один человек, да и тот фермер. Не считая дачников. Однако это слово здесь не имеет смысла. Это не дачи. Это разрушенная деревня! По аналогии можно было бы сравнить с Усть-Стрелиной, что на севере Края, где тоже числится один человек, однако какая бездна между ними… Возле Усть-Стрелины построена вышка сотовой связи, значит связь практически гарантирована. В самой Усть-Стрелиной больше десятка домов настоящих дачников, уважаемых жителей Кемерова (говорят, что даже бывший прокурор в их числе есть) и туда гарантированный транспортный доступ.

   А что мы имеем в Бурухино? Звериные тропы между домами. Я шёл по одной такой, присматриваясь к сторонам в надежде увидеть колодец или людей. Не увидел, пока не наткнулся на резиновый шланг, лежащий вдоль тропы. Пошёл сначала в один конец – пришёл к бане. Вернулся и пошёл в другой конец. Возле засыпухи (есть такой вид домов без фундамента) остановился и стал кричать хозяина. Хозяин вышел и напоил меня вволю, сколько я хотел – столько и пил! Остальное дело техники. Лежал на земле, раскинув руки, и смотрел в небо. Не было бы гнуса, можно было б написать ещё про ощущения счастья. Однако полного счастья в лесу не бывает в это время года. Надо было на всякий случай проверить друзей. В предыдущем походе я ни одного клеща не видел, поэтому шёл налегке – в кроссовках, хотя сапоги в рюкзаке были. И к моему изумлению обнаружил несколько старательных особей. Одного даже в Топках снял с лица, когда сидел в ожидании автобуса на Кемерово. Вот так! Нечего расслабляться!        

   Хозяин дома рекомендовал мне не идти дальше на Ципино через лес. Мол, туда никто не ходит, и даже троп туда нет. А не через лес ещё дальше. Значит надо идти в Мокроусовский по той самой грунтовой дороге (разве это дорога?), по которой быть может даже уазик не проедет отсюда в непогоду. По полю, ещё куда ни шло, трудный участок можно попытаться объехать, а здесь лес, не объедешь. Сюда-то вниз по лесу, два километра с горы, скатиться можно. А вот вверх… Я сомневаюсь. И вообще сомневаюсь, как можно здесь жить. Единственный признак цивилизации – электричество.  О степени надёжности этого электричества ничего сказать не могу. Поэтому тоже сомневаюсь.

   Зачем Бурухино присвоен статус деревни? А если уж присвоен, то надо обеспечивать как минимум три составляющие цивилизации – электричество, связь и транспорт. Иначе обязательства, данные государством своим гражданам, и выраженные посредством Конституции не выполнимы! Есть на карте Края места, обозначенные как ферма. Например, ферма возле Центрального, бывший посёлок Советский. Там есть все эти три составляющие цивилизации. А здесь нет. Значит Бурухино даже не ферма! Хутор что ли?

*

Путевая заметка – 19

   Продолжая тему, мне хотелось бы продемонстрировать, чем отличается деревня Бурухино от другой «такой же» деревни, например Малого Корчугана. Из представленных фотографий видно, что отличаются они как небо от земли… Странно, что оба поселения имеют официальный статус деревни. По моему разумению, одинаковый статус должен свидетельствовать об одинаковом социально-правовом обеспечении. Однако не тут то было!

   22.09.2010г. я проехал на автомобиле японского образца по маршруту Топки – Малый Корчуган – Цыпино – Бурухино. Это был день самого разгара бабьего лета, когда дороги достаточно просохли, иначе всё закончилось бы так же неудачно, как попытка проехать в Бурухино через Мокроусовский неделей раньше. Транспортные возможности здесь полностью зависят от погоды. В Цыпино мне сказали, что дорога отличная и я погнал машинку. Дорога и вправду отличная верхами, но низами такая же, как всегда – ухабистая и болотистая. Я по привычке фотографировал только положительную эстетику маршрута, хотя надо бы фотографировать и грязь. Когда появится привычка фотографировать грязь нашей жизни, сообщу созданием отдельного раздела на сайте. А пока снимки мои подобраны по принципу «всё хорошо, прекрасная маркиза».

   Предчувствие «грязи» появилось сразу же за Малым Корчуганом. Кончился асфальт и дальше ехать стало просто не интересно. К асфальтному покрытию дорог в районе, мягко говоря, большие претензии. Создаётся впечатление, что все дорожные силы района брошены на участок федеральной трассы Кемерово-Юрга (за что им отдельное спасибо). А остальные участки брошены на произвол судьбы. Деньги, однако, исправно выделяются на всю территорию, как мне кажется.

   Добраться до Бурухино было большим везением по простой причине, что надо знать, когда свернуть на невзрачную полевую дорогу. Перед этим, однако, потребовалось изрядно поколесить уже по землям Промышленновского района. В фотоальбоме есть снимок этой дороги. Вы считаете ЭТО дорогой? Дайте мне знать, если есть тот, кто так считает. Между тем, настоящую, но заброшенную и недействующую дорогу пришлось пересекать. Неизвестно, куда она раньше шла (позже я узнал, что это бывшая дорога Лебеди – Корниловка). Скорее всего, это была дорога межрайонного значения в советские времена, когда отношения между районами были добрососедскими. Сейчас между двумя конкурирующими районами нет необходимости в добрососедских отношениях.

   Цыпино произвело удручающее впечатление. Бурухино я уже видел и знал, что увижу там снова. А Цыпино стало открытием. В центре деревни стоит мемориал «Павшим за Родину». Эти павшие, наверное, смотрят на окружающую действительность и радуются, что не дожили… Интересно, когда было решено «похоронить» цыпинцев – ведь прекращение асфальтирования дороги туда было чем-то аргументировано… Наверняка прикрывались экономической целесообразностью. Бесперспективная, мол, деревня… работы там не было, нет, и не будет…

   И здесь всякий раз приходит на ум вопрос: «Мы на этот свет появились жить или работать?». Мне, живущему в Кемерово, никогда не приходилось говорить, что я в Кемерово работаю! Я в Кемерово живу! А вот некоторые московские директора кемеровских предприятий, наезжая сюда по нужде (сходить здесь в сортир и поспешить назад), наверняка так говорят… Но мы же не московские коты! Мы в Цыпино и Бурухино родились жить, а не работать и дальше у каждого своя судьба, свой выбор.

   Представим на миг, что родились мы не рабочим скотом… Представим на миг, что родились мы свободными. Такими, как декларирует Конституция Российской Федерации. Хотел, было, скопировать сюда, подобающую моменту, строку из Конституции кремлёвского сайта, да не смог.  Защищена Конституция от копирования. Боятся, что исказим мы смысл её? Строка была про любовь к Отечеству и память предков. А про любовь к ближнему в Конституции нет ни слова… Эти слова надо искать в Библии. Ладно, начнём сначала.

   Представим на миг, что родились мы не рабочим скотом… Представим на миг, что родились мы свободными.  В Библии так и сказано, что ушли наши «предки» от рабства египетского. Значит, теперь мы свободные и свято чтим заповеди Господни. В том числе заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Из любви к ближним своим родителям и детям, способны мы временно быть рабочим скотом. Лишь бы была в этом так называемая экономическая целесообразность. Мы способны даже сами организовать бизнес, но нет у нас в Бурухино и Цыпино никаких условий для этого. Потому что нет у нас Закона! Один участковый полицейский, да и тот на десять деревень.

   Открывая, сегодня, десятикилометровый скоростной автобан до Лесной Поляны, губернатор сказал: «В этом городе хочется жить!». И далее он призвал молодых жителей любить и лелеять свой город, проявлять личную инициативу на благо процветания края (имеется в виду Кузбасс, а не Топкинский район). Да, он прав, личная инициатива не может быть реализована без развитой инфраструктуры… А зачем этим жителям теперь инициатива? Скажу по секрету, через год-два они продадут своё жильё в Лесной Поляне втридорога, уедут в Москву и станут там нашими людьми! Через них мы будем ворочать миллиардами. А сейчас пока ворочаем миллионами. Сами понимаете, как ворочаем – берём и пользуемся…

   Почему одни могут позволить себе жить, а другие – родившиеся в Цыпино -  рассматриваются властями как потенциальная рабсила, не имеющая применения на родине? Опять скажу по секрету,  существует президентская программа подготовки управленческих кадров, где обучают современному менеджменту. Главное в той программе – достижение максимальной прибыли за счёт оптимизации налогообложения и зарплаты работникам. Оптимизировать налоги, значит утаить от государства часть прибыли. А власти потом скажут, что из-за нехватки средств надо закрыть школу в Цыпино и медпункт в Малом Корчугане. Школу давно закрыли, очередь за медпунктом. Про Бурухино вообще речи нет! Бурухино должно исчезнуть с лица земли. Зарплату же оптимизировать проще простого: работников сократить, оставшимся платить минимум. Таким образом маржа уходит снизу вверх, от Бурухино к Москве… Оставшиеся в живых цыпинцы могут попытаться проявить инициативу и поучаствовать в вертикальной эволюции – правдами и неправдами добыть деньги и купить жильё в Лесной Поляне…

   Однако мы отвлеклись.

   Личная инициатива не может быть реализована без развитой инфраструктуры. Потому что результаты такой инициативы не конкурентоспособны. От того процветающий вид сельских поселений именно там, где обеспечена максимальная транспортная доступность в виде асфальтных дорог. То есть, сначала надо строить дороги, потом ждать процветания!

   Есть примеры. Возле Усть-Сосново почти возродилось село Усть-Боровушка благодаря любви к ближним своим родственникам, по всей видимости, и личной инициативе руководства Топкинского Цементного Завода. Правда, это местное «процветание» не обошлось без субъективного понимания Закона.  В путевой заметке №11 описана данная ситуация.  Нельзя только допустить, чтобы данное крепостное владычество называлось бывшей Боровушкой. Хозяева высоких заборов не постеснялись узурпировать всю территорию бывшего поселения. История должна принадлежать народу.

   На этом, пожалуй, надо закончить Южную путевую заметку и перейти к Центральной для попытки разрешить вечный вопрос о горизонтальной эволюции. Как понятно из всего повествования, движущей силой горизонтальной эволюции тоже является личная инициатива. И если мы хотим процветания краю, то просто обязаны обеспечить жителям максимально удобную транспортную инфраструктуру. Или отменить конкуренцию в отдельно выделенном сельском поселении из нескольких деревень. То есть национализировать ранее скупленные земли, раздать их всем желающим и обеспечить равные экономические условия существования. Альтернатива, значит, есть!

   А вот когда администрация района не хочет или не может ни того, ни другого… тогда такую администрацию следует называть антинародной. 

Ó Валковал.

2008-2010 гг.

Сайт создан в системе uCoz