Музей Верх-Падунской школы 

Вид на угол школы, которой уже нет...

Коридор оставшейся начальной школы

Вот святая святых музея - уголок мастерства и творчества

Про экспозиции сказано в путеводителе

А это уже крестьянская изба...

Эксклюзивное творчество

Путеводитель
но экспозициям музея Верх-Падунской школы

Музей Верх-Падунской средней школы был открыт 9 мая 1990 года. Он состоит из двух отделов: комнаты боевой и трудовой славы и этнографического отдела, который называется «Русская изба».
Сегодня в музее насчитывается около тысячи экспонатов, абсолютное большинство которых подлинные. Художественное оформление экспозиции
выполнено учащимися-членами кружка исторического моделирования, которые изготовили мозаичные заставки к ее отдельным разделам.
Осмотр первого отдела мы начинаем с экспозиции, посвященной подвигу советских пограничников на острове Даманский в марте 1969 года.
С фотографий на стенде музея на посетителей смотрят пограничники, которые в ледовых схватках выдворяли нарушителей, а затем 2 и 15 марта отстояли неприкосновенность нашей границы. Фотографии дают представление о том, как действовали защитники наших рубежей еще задолго до вооруженных столкновений.
Помещены последние в жизни фотографии Н.Петрова, пограничника-фотокорреспондента, ставшие документальным свидетельством того, что маоисты первыми открыли огонь. На этом же стенде посетители видят фото пограничников И.И.Стрельникова, В.Д.Бубенина, Ю.В.Бабанского, Д.В.Леонова, которым Родина присвоила высокое звание Героев Советского Союза. А также фотографии 10 пограничников - кузбассовцев, погибших 2 марта.
Наш скромный музей дважды посетил генерал-лейтенант в отставке Герой Советского Союза Ю.В.Бабанский. Он передал на хранение в музей книгу «Героями не рождаются» с дарственной надписью и ряд своих личных документов, которые стали гордостью экспозиции.
Центральное место в экспозиции занимают материалы, связанные с именем пограничника Соляника Виктора Петровича, бывшего выпускника нашей школы, погибшего на Даманском 15 марта 1969 года. За стеклом витрины посетители видят парадный мундир и фуражку В.П.Соляника, многие его фотографии и документы, в том числе и письмо, в котором написаны слова песни «С чего начинается Родина».
Отдельный стенд отведен 69-у Ханкайскому Краснознаменному отряду (в/ч 2097), где служил наш отважный земляк. На этом же стенде помещены фото сослуживцев Виктора Соляника, погибших в одном с ним бою и похоронены в братской могиле в селе Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края. Посетители видят мешочек с Дальневосточной землей, которую привезла с могилы брата Н.П.Святкина, сестра героя, побывавшая там в 40-летнюю годовщину событий.
Здесь же в экспозиции выставлены книги о даманских событиях с автографами авторов и участников боев. Имеется много других экспонатов, связанных с этой пограничной темой: корпуса снарядов и мин, гильзы, пулеметная лента. Есть использованная граната от ручного противотанкового гранатомета. Такое оружие широко использовалось на острове нашими и китайцами.
Можно посмотреть радиостанции Р-105 и Р-126, которые применялись для связи на границе. Выставлен также шлемофон; такие шлемофоны носили экипажи танков и бронетранспортеров. Помещен в экспозицию и флаг с малого пограничного катера, на которых охраняли границу на реках Сунгач, Уссури, Амур. Имеется тщательно выполненный активистами музея макет пограничной наблюдательной вышки.
Долгое время в школе действовала застава юных пограничников. Большое количество экспонатов рассказывает об этой странице военно-патриотического воспитания. Представлены фотоальбомы, тетради, образцы самодельного материально-технического обеспечения этого необычного для сельской школы кружка. Тут же можно увидеть образцы обмундирования рядового и офицерского состава пограничных войск 70-80-х годов XX века.
Несколько стендов и альбомов повествуют о работе ветеранских организаций, в том числе и о деятельности Топкинского отделения ветеранов пограничной службы. Фуражка пограничника-даманца, председателя Топкинского отделения, В.Л.Левчука имеется в экспозиции. На стенде «Юргинская застава» помещены фотографии,
рассказывающие об этом военно-патриотическом объединении, с которым
сотрудничает наш музей. В этой части экспозиции представлены материалы, дающие представление об определенных результатах военно-патриотического
воспитания в нашей школе.
Многие выпускники целенаправленно шли служить на границу, поступали в военные училища или в правоохранительные структуры. Несколько наших выпускников с честью выполняли интернациональный долг в республике Афганистан, защищали конституционный строй России в Чечне и Дагестане. О них рассказывает стенд «На службе Отечеству». Гордостью школы является выпускник 1973 года Хрящевский Александр Павлович. Он окончил военно-морское училище, командовал подводной лодкой, выпустил две книги своих стихов. В витрине выставлен мундир и фуражка А.П.Хрящевского, а также один из его поэтических сборников, с дарственной надписью. Кроме того, капитан II ранга А.П.Хрящевский в свое время прислал в подарок музею флаг и гюйс своего боевого корабля.
На хранение в музей переданы форма воина-интернационалиста К.В.Халяпина, награжденного медалью «За отвагу» и форма погибшего в Чечне старшины милиции А.В.Филонова, а также книги Памяти, погибших в Афганистане и Чечне, земляков-кузбассовцев.
Раритетным экспонатом является подлинная карта боевых действий на Ботлихском направлении одной из бригад внутренних войск, датированная 1999 годом. Завершают эту часть экспозиции коллекция знаков - воинской доблести и письма в родную школу военнослужащих, бывших выпускников.

Экскурсия
по материалам школьного музея "Русская сибирская изба"
Крестьянская изба, даже если она состояла из одной комнаты была разделена на разные по значению части. Особенно важными в ней были красный (передний) угол и печь. В красном углу висели иконы и тут же стоял стол и вести себя здесь надо было благопристойно, как в церкви. В красном углу во главе стола было самое почётное место, где сидел обычно хозяин. Женщины во главе стола бывали в исключительных случаях - невестой на свадьбе, кумой на крестинах или покойницей под образами.
В простенке мы видим швейную машинку марки «ЗИНГЕР» - ей уже больше 100 лет. В углу стоит кровать украшенная кружевами и вышивками. Над кроватью, по тогдашней моде, рамка с фотографиями. Рядом вы видите венчальную свадебную рубаху - ей уже около ста лет. В углу за печкой - окованный железом сундук, в котором крестьянские девушки хранили своё приданое. Интересен замок с большим ключём, при повороте которого раздаётся мелодичный звон и становилось ясно, что кто-то открыл сундук.
Рядом с кроватью висит колыбель (зыбка). Интересно, что у хозяйки каждый лоскуток ткани шёл в дело и здесь мы видим лоскутное одеяло, тряпичные куклы. Вместо бутылочки с соской мы видим выделанный коровий рог с коровьим же соском.
На полу мы видим домотканые дорожки, которые изготовлялись вот на таком ручном ткацком станке. Тут же имеется сундучок хозяина, в котором он держал свои сапожные инструменты. Слева на стене и в витрине у нас помещены иконы и предметы культа. Обратите внимание, что одним из наиболее почитаемых святых
был Николай - святитель.
А теперь отгадайте загадку: "Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, а в мучке Жучка". Это загадка про избу, печь, золу и жар в ней. Изба без печи не изба. С печью, занимающей едва не пол-избы, связан весь быт русского крестьянина. Печь, прежде всего, греет. Везде, а у нас в Сибири особенно, тепло — первое дело. Топили печь сухими берёзовыми дровами: дыму и копоти меньше, а жару больше. Вот в этих углублениях - печурках, сушили мелкие вещи. В одной из печурок сделано сквозное отверстие - в ней жгли смолье - сухие смолистые щепки. Дым утягивало в трубу, изба освещалась, керосин экономился. В это же отверстие вставлялась труба самовара, как это сделано у нас.
В печи готовили пищу, выпекали хлеб. В печи даже можно было помыться, особенно ребёнку. На печи сушили одежду и всякие запасы впрок - рыбу, ягоды, грибы. Старые и малые спали на печи. В общем печь - это прямо комбинат бытового обслуживания. Недаром Емеля из русской сказки не хотел с неё слезать.
Основанием печи был деревянный сруб - так называемое опечье. Он делался из брёвен или брусьев. На нём устроен, скрытый для. наших глаз, сплошной настил из толстых досок, на котором покоится массив самой печи. Внутри сруба есть ещё одно перекрытие, которое делит под печь на две части. В верхней хранятся ухваты, лопаты для посадки хлебов в печь и прочая печная утварь, а в нижней части зимой держали кур.
На мощных кронштейнах - выпусках красивой упругой формы покоится шесток - толстая и широкая доска перед печным устьем. На шесток предварительно помещали то, что ставили в печь или вынимали из неё. Справа от шестка находится коник - резная доска, отделяющая чистое место, где готовится пища, от рукомойника и лохани под ним. На коник обычно вешали полотенца.
Ещё на витринах и стендах у нас представлены и другие предметы домашней утвари, инструменты, приспособления, которые использовались в повседневной крестьянской жизни. Вы можете их посмотреть.
(Путеводители получены от историка школы Беляева Александра Антоновича)



Сайт создан в системе uCoz